Сфера самозамкнутости или «я-авторитет»

Ответить
Аватара пользователя
Даниил (Плотников)
Администратор
Администратор
Сообщения: 830
Зарегистрирован: 02 сен 2016, 21:53
Откуда: г. Северодвинск
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 58 раз
Контактная информация:

Сфера самозамкнутости или «я-авторитет»

Сообщение Даниил (Плотников) » 26 дек 2019, 01:30

Тезис против трезвения.

«У человека не должно быть авторитетов».
Данное утверждение своими корнями уходит в разочарование. Разочарование, это естественное следствие очарования: сочинение себе объекта поклонения, которому приписываются свойства Истины (Бога). «Всяк человек ложь» (Пс.115:2) - известное высказывание великого среди царей и пророков Давида. Человеку не просто свойственно ошибаться, для него вполне естественно заблуждаться грубейшим образом. По этой причине происходят все катастрофы начинающиеся с благих, вроде бы, лозунгов, как например - «свобода, равенство, братство». Сочиняя себе авторитет в среде себе подобных – таких же, как сам ищущий, он неминуемо наталкивается на разрушение своих мечтаний и надежд в отношении выбранной им авторитетной персоны. Мелкие или великие огрехи выбранного авторитета, его ошибки одинаково пагубно могут действовать на человека очарованного его персоной. Как следствие, человек начинает искать новый авторитет, но также наталкивается на разочарование. Так происходит до тех пор, пока он не вознамериться озаботиться определением для себя, - что же есть авторитет и к кому прислушиваться?
Обычно, первое разочарование постигает человека ещё в детском возрасте. Подрастающий взрослый человек начинает видеть, нередко, большую разницу между тем, что говорят его родители и как они живут. Ребёнок сравнивает слова своих родителей с их поступками и делами, которые, естественно, являются отражением их мировоззрения. Далее следуют иные разочарования, когда ребёнок ищет себе авторитеты среди друзей, подруг, увлечений. В определенном возрасте человека постигает разочарование с выбором работы, призвания и прочее. Пока наконец он не придёт в плачевное состояние определенное святыми отцами как «окамененное нечувствие». Именно тогда обнаруживает себя болезненная по своей форме протекания позиция «никому нельзя верить», откуда в последствии и рождается безапелляционное утверждение, восклицание отчаяния: «У человека не должно быть авторитетов».
Данное мировоззрение (не должно быть авторитетов) является свидетельством отсутствия у человека духовного опыта богопознания. Не зная истинного Авторитета, а лучше сказать, - не зная самой Истины, человек естественно пытается найти ее в чем-то ином. Проходя же всю эту круговерть с поиском авторитетов, ищущий нередко выбирает себе единственное «правильное» решение – отказаться от всякого авторитета.
Чем гибельно подобное положение дел? Отрекаясь от всякого «авторитета» и пребывая в духовном неведении (не имея опыта богопознания, богообщения), человек замыкается в сфере собственного эгоизма, по образу и подобию той самозамкнутости, в которой пребывает сатана и дьявол. И тогда, нередко, по единству духовного опыта в эгоистической самозамкнутости человек наследует от духа злобы его позицию «не должно быть авторитетов». Именно этим, по святым отцам, характерен дух сатаны: эгоистическая самозамкнутость в самолюбовании собственной мнимой святостью низводящей Бога с Его Царственного Престола как Всевышнего и Творца и возводящая себя свой авторитет на престол «Божественного величия».
Человек не имея духовного опыта богопознания, погрузившийся в демоническую самоизоляцию, естественно приобщается духу злобы поднебесному, может быть, не телесно, но по внутреннему духовному устроению. Так дьявол характерен самолюбованием, мня о собственной безгрешности и святости. Так же и человек в эгоистической самоизоляции погружается в очаровательную сферу мнения о себе, о своей правоте, о своей святости.
Разочаровавшийся в авторитетах человек сам творит себя собственным авторитетом. Именно из этого исходит его абсолютное доверие собственному мнению, которое он не подвергает ни единому сомнению. Подобное творение себя идолом для самого себя, или как сказал преподобный Андрей Критский - «Самоистуканство», основывается на неправильно воспитанном инстинкте поклонения, который должен работать в верном направлении: поклонении Творцу. Извращённый-же инстинкт делает идола из самого человека. Так, нередко, очарованный своими знаниями бездуховный человек поклоняется собственному разуму воздавая ему божеские почести.
Схематически эгоистическую самозамкнутость можно изобразить в виде полузеркальной изнутри сферы, в которой человек заперт как в тюрьме вынужденный созерцать собственное отражение в ее узких стенах. Человек может застрять в этом состоянии, впав в состоянии обсессии (осады) так как он нисколько не сомневается в своей нормальности и правильности. Происходит это оттого, что человек не видит себя со стороны. А всякое упоминание о том, что он может быть не прав, воспринимается им как посягательство на личную свободу, что, естественно, вызывает реакцию отторжения, отрицания, и неприятия чужого мнения.
Для того, чтобы выбраться из оков очарования собственным авторитетом, человеку необходимо определиться с «координатами». Нужна та опорная точка, относительно которой человек объективно и правдиво может увидеть собственное положение. Пока нет этой начальной координаты, он не сможет сориентироваться в нравственном, духовном, интеллектуальном и, даже, физическом пространстве. Нужен критерий (авторитет). Но, как было сказано, ситуация осложняется тем, что у человека нет авторитетов, нет критерия относительно которого он может оценить свои мысли, поступки и дела, а есть только своё мнение – своя правота, своя «начальная координата». Бог, как Автор и Художник человека, Единственный обладает полнотой знания человеческого существа, его природы. Но, оказывается, не так просто принять Бога как Личность.
Необходимо сказать, что для безбожного, или лучше сказать, обезбоженного сознания необходимость принятия нового авторитета, нередко, сопровождается даже физическими страданиями. Так мысль о том, что необходимо поверить в Бога – как высший Авторитет и саму Истину, вызывает у человека чувство отрицания, проявляющееся, нередко, и в его теле, в форме соответствующих позы, гримасы, компульсивных движениях и прочем. Человек «обжегшийся на молоке, будет активно дуть и на холодную воду» – всячески стараясь отстраниться от необходимости принятия последнего из возможных авторитетов – Бога. Тревожное ожидание нового разочарования парализует решимость сделать шаг навстречу Истине.
На собственную эгоистическую сферу самозамкнутости невозможно взглянуть снаружи самому человеку. Во первых, потому, что он сам не признаёт никаких авторитетов способных показать ему что он представляет из себя вовне. Во вторых, только Бог-Творец может дать ему ясное представление о самом себе, о своём мировоззрении, образе мыслей, своём духовном и нравственном состоянии – а Его-то (Бога) человек и не принимает.
Пока замкнутый в эгоизме человек занимается самолюбованием в созерцании своего авторитета отраженного в стенах этой сферы, он не примет ни под каким предлогом ту истину, что его красивая изнутри сфера внешне выглядит нередко весьма безобразно. И любое высказывание в адрес своего мировоззрения, своих дел и поступков он будет трактовать исключительно с позиции возношения своей самости, пропуская все через «поверхность» своей эгоистической сферы как через фильтр, отсеивающий всё по принципу «У человека не должно быть авторитетов».
Вложения
1913323E-F3B8-40A2-B578-62C36257691E.jpeg
Опыт - наилучший учитель.
Аватара пользователя
AHAXOPET
Опытный
Опытный
Сообщения: 523
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 23:00
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 64 раза

Re: Сфера самозамкнутости или «я-авторитет»

Сообщение AHAXOPET » 26 дек 2019, 18:01

Но никогда еще нигде ничего доброго умствование не устроило, а только все расстраивает. Уму следует слушаться того, что заповедано Господом. Правда, он называется царем в голове, но этому царю не дано законодательной власти, а только исполнительная. Как только примется он законодательствовать, то нагородит не знать что, расстроит и нравственные. и религиозные, и житейские, и политические порядки; все пойдет вверх дном.
Великое несчастие для общества, когда в нем дают уму свободу парить, не удерживая его Божественною истиною! Это гнев Божий. О нем сказано: «укройтеся мало елико, дóндеже мимоидет» (Ис.26:20). В этом разгаре умственного своенравия лучше всего укрываться в простоту веры. Как во время бури лучше сидеть дома и не выходить в самонадеянности на борьбу с нею; так и во время бурного своеумия лучше не выходить на борьбу с ним и не хвататься за оружие умствования, чтобы противостоять ему. Простота веры сильнее умствований; облекись в нее, как в броню (1Сол.5:8), и устоишь.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Изображение
Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.
Ответить

Вернуться в «Трибуна.»