День недели
Богослужения, меропрития совершаемые в храме св. вмц. Варвары г. Архангельска
Суббота
16:00 Всенощное бдение
Воскресение
08:30 Часы, 09:00 Литургия
Понедельник
18:00 Группа самопомощи (по предварительной записи)
Среда
18:00 Малое повечерие с чтением канона св. вмц. Варваре
Пятница
18:00 Благодарственный молебен, 18:30 Воскресная школа для взрослых

Отрицание

Ответить
Аватара пользователя
Даниил (Плотников)
Администратор
Администратор
Сообщения: 701
Зарегистрирован: 02 сен 2016, 18:53
Репутация: 73
Откуда: г. Северодвинск
Мировоззрение: Православие
Контактная информация:

Отрицание

Сообщение Даниил (Плотников) » 29 янв 2019, 08:24

Отрицание (немного размышлений).

Человек с своём нынешнем состоянии является повреждённым. В следствии духовной порчи - отпадению от Бога посредством преступления Его заповеди, человек замкнулся внутри своей внутренней эгоистической опустошённости. Будучи созданным быть проводником Божественной благодати в материальный мир для его освящения, человек своевольно изменил своей природе. Потеряв связь с Творцом вселенной человек в некоторой степени стал для мира чужеродным, опасным существом. Так даже животные перестали видеть в человеке Безопасность и мир и реагируют часто агрессивно на его присутствие рядом с собой.

Впав в богооставленное состояние человек всецело предался своим чувствам, ощущениям, переживаниям, психо-физическим состояниям которые, в немалой степени, стали, как бы, господами и повелителями человека. Сознательно или неосознанно (как в молитве) человек следует велениям своего сердца, даже если они очевидно разрушительны для человека. Это рабское служение своим похотям (как в молитве) является истинным рабовладельчеством над человеком его низменных инстинктов и рефлексов. При этом, следуя своим похотям и систематически исполняя их веления человек укрепляется в привычке приобретая, по словам святых, злой навык. В свою очередь злой навык становится как бы второй натурой человека, частью его природы и, нередко, действует самостоятельно вне волевых усилий самого человека. То есть, даже если человек по какой-то причине знает что нечто нельзя делать, в определенных условиях и обстоятельствах, он делает это, потому-как злой навык преодолевает его волевое движение сопротивляющееся злу, но побуждается устоявшейся привычкой. По этой причине, часто, человек говорит, что «он не хотел» делать зло и «так получилось». Действительно, укрепившийся в злом навыке человек уже не замечает как он творит зло. Для него, как бы, зло становится естественной средой его жизни.

Любой человек, в силу падшего состояния (как в Библии), имеет в себе весь набор страстей. Но промыслом Божьим, по неизреченным путям Божественной мудрости, в человеке особо сильно действуют только те страсти, обнаружение которых может послужить к исцелению от них. Так, алкоголик, вставший на порог признания в себе алкогольной зависимости - страсти влекущей его к пьянству, обнаруживает абсолютную неспособность противостоять этой порочной страсти. При этом не имеет никакого значения волевое усилие в противостоянии влечению к алкоголю. Святые об этом говорят однозначно, как и сообщество анонимных алкоголиков содержит в себе, как некое «святоотеческих предание», знание о полной неспособности человека справиться со своей алкогольной зависимостью. По этой причине нет иного пути к исцелению от химической зависимости как вера в Творца способного коренным образом изменить человеческое устроение так, что Бог получает возможность вмешаться в человеческую жизнь и дать ему исцеление. Только добровольное согласие со стороны человека с приложением определенных усилий даёт, как бы, некое разрешение Творцу совершать спасение человеческой души и исцелению его природы.

Здесь, на пути признания своего бессилия и необходимости обратиться к Богу, нередко сильнейшим образом начинает действовать злой навык о котором сказано выше. То есть, человек желает признать свою зависимость и поверить в Бога доверившись Его промыслу, но дурная привычка ставшая как бы частью природы возбуждает в зависимом отрицание. Отрицание, как противление, неприятие, сопротивление всему новому парализует способность человека сделать шаг навстречу признания в себе некоей ущербности - болезни, зависимости. Отрицание практически всегда основывается на гордыне, самости, страхе признать своё несовершенство. Немаловажным в этом является схема мышления выраженная в условной «формуле»: «у каждого должно быть своё мнение».

«Своё мнение» в человеке формируется на основе все той-же повреждённой природы человека. Ум, сознание, чувства, воля отравленные первородным грехом формируют у человека извращённый, уродливый, искаженный взгляд как на окружающий мир так и на самого себя. Об этом искажении Христос упоминает в Евангелии где говорит о «темном оке». «Темное око» неспособно видеть ясно. По этой причине, в основной своей массе, у зависимых от алкоголя свое мнение - ущербно. Практика показывает, что любой зависимый проходит этап отрицания своей болезни, своего алкоголизма потому, что «он считает» что алкоголь для него, с определенными оговорками, не вреден и даже полезен и даже необходим. Именно «своё мнение» внушает зависимому фантазию о том, что ему «необходимо расслабиться», «отдохнуть», «отвлечься», «переключиться» и, что естественно для зависимого, в этом всем ему помощник исключительно алкоголь.

Отрицание преодолевается исключительно решительным отказом от своей воли (как в Евангелии). В противовес сложившемуся стереотипу о том, что воля у алкоголика отсутствует, необходимо сказать что она в нем имеет чудовищные размеры и силу. Жизненный опыт свидетельствует о том, что алкоголик в самом тяжелейшем состоянии полностью лишенный сил способен ведомый одной только волей достичь цели и найти вожделенный к употреблению предмет своей зависимости. Так алкоголик готов и раздетый и в мороз и в бездорожье дойти до заветного места где его ожидает очередная доза спиртного. Таким образом от своей воли необходимо отказаться и всю её силу повернуть в иное направление - следовать воле Бога. Для алкоголика необходимо мужество отрицать своё отрицание и волевым усилием отказаться от своей воли что, естественно, человеку совершенно невозможно сделать (как в Евангелии). Мерно здесь, при отказе человека от своей воли, отказу от своего отрицания - признания своей зависимости от алкоголя, в силу на правах Владыки вступает Сам Бог и Творец человека.


Опыт - наилучший учитель.
Аватара пользователя
AHAXOPET
Сто и шестьдесять
Сто и шестьдесять
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 20:00
Репутация: 31
Мировоззрение: Православие

Re: Отрицание

Сообщение AHAXOPET » 04 фев 2019, 17:50

В противовес сложившемуся стереотипу о том, что воля у алкоголика отсутствует, необходимо сказать что она в нем имеет чудовищные размеры и силу.
Батюшка, спасибо за статью. Написана она от души, и но есть в ней некоторые элементы, которые у меня вызывают любопытные ассоциации. И в частности, про волю алкоголика.
Да, то, что если человек захочет выпить, то будет он искать заветное пойло очень даже настойчиво. Это факт.
Но тут другой вопрос вмешивается - а его ли воля в этом проявляется?
Вопрос этот у меня возник при сравнении этого материала, с архиполезной подборкой Мерзость красного словца (это ссылка на аудиовариант книги, с портала ютубе).
Там приводятся любопытные наблюдения. Неоднократно наблюдались такие случаи, когда полностью парализованный человек, которого на каталке возят, и говорить который не может, регулярно бранится матом!
Да! Он ничего не может, только что матом сыпать! При этом беспричинно, и бесцельно, просто трёхэтажный мат!
Один знакомый анестезиолог, рассказывал, что иногда на операциях под общим наркозом, из пациента находящегося в бессознательном состоянии, начинает такой "трёхэтажный мат" сыпаться! уши вянут.
По здравому рассуждению, получается что это уже не воля человека проявляется, в воля того, кто в нём сидит и его действиями управляет.
Кстати, сюда вот подходит интересный пример, рассказанный А. И. Осиповым, про иегумена Никона (Воробьёва). Но, уже с другим знаком, с положительным.
Однажды, он угорел в бане. Вызвали скорую, и когда врачи его выносили на носилках, а он был в бессознательном состоянии, то обратили внимание, что у него шевелятся губы. Прислушались, и оказалось что от даже в бессознательном состоянии, творит Молитву Иисусову!
Тут я думаю уже даже не воля проявилась, а целомудрие. Целомудрие, и исконно христианском понимании. То есть единство и целостность устремлений к Богу, направленная от тела+души+духа. (но я могу ошибаться).
Теперь уже к алкоголизму.
Ведь ещё св. Василий Великий говорил - "Пьянство, есть добровольное беснование".
Вот тебе на!
Так чья воля тут действует?
Да, вот ещё.
изучая верования неисторических народов (неписьменных), меня крайне заинтересовали обряды погребения и посвящения в шаманы. Батюшка, вы даже не представляете, насколько обряд посвящения в шаманы, эти ритуальные действия, схожи с проявлениями алкоголизма (ну в некоторых проявлениях). По крайней мере, очень ощутимые ассоциативные ряды прослеживаются.
По меткому сравнению проф. Зубова А. Б., после посвящения в шаманы, после прохождения этого ритуала, внутри человека поселяется определённый дух. И человек становится своеобразной химерой: полудемонической-получеловеческим существом.
А так как в мировоззрении этих народов нет градации духовных сущностей по Абсолютному Критерию (по Богу), то все они, априори, НЕ ОТ БОГА! Не от Демиурга. Это падшие духи. Они в культуре этих народов оцениваются по отношению к человеку. (я специально опустил такой феномен как "Тугдин", чтобы не рассеивать вектор мысли).
Просто духи там свои, а в алкоголизме - свои. Помните же цитату св. Макария Великого: "Каждому греху, свой бес присидит, когда духовно соединяется с нами".
Кстати, в "Сотнице", не помню в каком месте книги, я находил такое уточнение, что не все бесы друг с другом могут уживаться.
Вы уж извините, но я вот так думаю, что ваше предположение - типичный теологумен.


Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.
Ответить

Вернуться в «Пристрастия. Зависимости.»