РАСПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ И СЛУЖБ В ХРАМЕ СВ. ВМЦ. ВАРВАРЫ

(г. Архангельск, авиагородок Талаги, ул. Авиационная, д. 33, храм св. вмц. Варвары)

 

Понедельник 18:00 Группа "Святоотеческой взаимопомощи" (участие после собеседования);

Среда 18:00 Курсы изучения Катехизиса;

Пятница 18:00 Благодарственный молебен;

Суббота 16:00 Вечернее богослужение (исповедь);

Воскресение 09:00 Литургия (чай после службы).

"Матильда" Учителя ВЫМЫСЕЛ И ОБМАН

Аватара пользователя
Даниил (Плотников)
Администратор
Администратор
Сообщения: 455
Зарегистрирован: 02 сен 2016, 18:53
Откуда: г. Северодвинск
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 332 раза
Поблагодарили: 1335 раз
Контактная информация:

"Матильда" Учителя ВЫМЫСЕЛ И ОБМАН

Сообщение Даниил (Плотников) » 18 дек 2016, 17:40

ВЫМЫСЕЛ И ОБМАН
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
IMG_0337.JPG

Одной из самых громких кинопремьер будущего года обещает стать фильм "Матильда" Алексея Учителя. И одной из самых острых тоже. К депутатам и в министерство культуры идут письма с требованием не показывать фильм, снова по неизбывной советской привычке роняющий в грязь образ последнего русского императора. Многих испугал трейлер будущего фильма, презентующий его как жгучую мелодраму. Обоснованность этих реакций комментирует член президентского Совета по культуре и искусству, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).



– Алексей Учитель – замечательный режиссер, художник, не поделочник, это доказано и его фильмами, и кинонаградами, выбрал для своего нового фильма сюжет любви последнего российского императора к балерине Матильде Кшесинской. Настоящий художник свободен выбирать любой сюжет…

– Кто же дерзнет это оспорить? Разумеется, художник свободен выбирать любой исторический сюжет. Неблагодарное занятие обсуждать еще не вышедший фильм.

– Но копья из-за него ломают уже сегодня.

– Немудрено: фильм выходит на экраны в начале весны 2017 года, ровно в столетнюю годовщину февральского переворота 1917-го. Отсюда и особый интерес. Наступающий год неумолимо поставит нас перед необходимостью осмысления грандиозной цивилизационной катастрофы, произошедшей в России сто лет назад. Совершившиеся тогда события решительным образом отразились на жизни практически всех людей, живших в Российской империи, в Советском Союзе, повлияли на судьбы всего мира. Ученые, политики, религиозные и общественные деятели будут искать ответы на множество вопросов, связанных с этой датой. Та же задача встанет и перед искусством. Театр, живопись, музыка – все они будут призваны внести свой вклад в художественное, образное осмысление причин и последствий русской трагедии. Не останется, как мы видим сегодня, в стороне и кинематограф. В столь символическую годовщину российское киноискусство будет представлено фильмом "Матильда", единственным, во всяком случае из анонсированных игровых, на эту тему. Дата премьеры выбрана заранее и, конечно же, не случайно – март 2017 года: ровно столетие переворота и отречения Николая II.

– Не разгорается ли вокруг "Матильды" преждевременный конфликт?

– Готовясь к нашей встрече, я просмотрел материалы дискуссии. Вот что говорит сам режиссер фильма Алексей Учитель: "Обсуждают и делают какие-то заявления и пишут в прокуратуру на то, что ничего и никто не видел, ни одного кадра. Поэтому когда люди что-то пытаются высказать, они должны иметь предмет разговора, а его не существует". Но на самом деле это не так. Несколько месяцев назад создателями "Матильды" был выставлен в интернет трейлер фильма, и любой желающий может легко увидеть не просто "один кадр", а просмотреть несколько отрывков из самых ключевых сцен будущего фильма. Так что предмет для разговора вполне имеется. Имеется и другой важнейший предмет по этой теме – реальная история взаимоотношений цесаревича Николая Александровича и Матильды Кшесинской.

– Какие источники, в том числе документальные, могут поведать нам об этой истории?

– Письма и дневниковые записи, воспоминания, отчеты фискальных служб. Наследник и Матильда Кшесинская познакомились в 1890 году на выпуске балетного училища. Ему было чуть больше двадцати, ей 18. Девушка влюбляется в цесаревича, а он готов увлечься ею, хотя бы чтобы развеять печаль от категорического отказа отца: император Александр III запретил наследнику и думать о женитьбе на юной немецкой принцессе Аликс, которую Николай полюбил, когда она год назад гостила в России. Вначале знакомство цесаревича и Кшесинской продолжается мимолетно: они встречаются то на улице, то в театре. Потом Николай уплывает в долгое кругосветное путешествие, а вернувшись, встречается с Матильдой, и их чувства вспыхивают вновь. Николай называл их "самыми светлыми" страницами своей юности. Но уже к 1893 году эти отношения становятся более спокойными, они встречаются все реже. А когда девушка, на которой на самом деле мечтал жениться наследник, дармштадтская принцесса Алиса, согласилась на брак, а император Александр III все же дал на него согласие, Николай искренне рассказал об этом Матильде. В 1894 году все отношения между Николаем и Матильдой были прекращены. Навсегда. Хотя он по-прежнему относился к Кшесинской очень тепло. Они остались друзьями, и ни одна из сторон не делала трагедии из расставания. Договорились, что она будет называть его и на "ты", и Ники. Он всячески помогал ей, но они никогда больше не встречались наедине. Наследник счел своим долгом рассказать невесте о Матильде. Есть письмо Аликс своему жениху, где она пишет: "Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?" Любовь последнего русского императора Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны, поразительная по глубине чувств, верности и нежности, продолжалась на земле до их последнего мученического часа в Ипатьевском доме в июле 1918 года. Вот, собственно, и вся история.

Цесаревич Николай Александрович с невестой принцессой Гессенской Алисой. Кобург. 20 апреля 1894 года.. Фото: РИА Новости
Цесаревич Николай Александрович с невестой принцессой Гессенской Алисой. Кобург. 20 апреля 1894 года.. Фото: РИА Новости
– И, наверное, нет ничего плохого в том, что талантливый режиссер расскажет о ней в своем фильме.
Объятия с Матильдой, объятия с Александрой… Что это – авторское видение? Нет – клевета на реальных людей
– Хорошо, если бы это было так. Фильм Алексея Учителя претендует на историчность, а трейлер озаглавлен ни больше ни меньше как "Главный исторический блокбастер года". Но после его просмотра я, честно признаюсь, не могу понять: зачем авторы сделали это именно так? Зачем дотрагиваться до этой темы вот таким образом? Зачем они заставляют зрителя поверить в историчность напридуманных ими душераздирающих сцен "любовного треугольника", в которых Николай и до, и после женитьбы мелодраматически мечется между Матильдой и Александрой. Зачем императрица Александра Федоровна изображена демонической фурией, идущей с ножом (я не шучу!) на свою соперницу? Мстительная, завистливая Александра Федоровна, несчастная, чудная, великолепная Матильда, слабовольный Николай, бросающийся то к той, то к другой. Объятия с Матильдой, объятия с Александрой… Что это – авторское видение? Нет – клевета на реальных людей. Но и это еще не все. Зачем выдумывать обморок Николая во время коронации с картинно слетевшей с венценосной головы короной? Такой вот "тонкий" намек на будущие потрясения? Зачем заставлять Александра III произносить совершенно бредовую, особенно в его устах, сентенцию о том, что он единственный из Романовых, который не жил с балеринами? На кого рассчитан выплывающий на экран слоган трейлера: "Любовь, изменившая Россию"? На полных идиотов? Зачем, кому они хотят заморочить голову еще одним шедевральным слоганом: "Тайна дома Романовых"? Какая еще тайна? Об отношениях наследника и Кшесинской знал весь светский Петербург. Столетие крушения династии надо непременно встречать душераздирающей голливудской мелодрамой? И тут кстати любовный треугольник с откровенными сценами? При том, что немалая часть наших зрителей будет воспринимать фильм, выпущенный в год столетия революционных потрясений, как реальную историю России. А главное, чего невозможно уразуметь: неужели авторы не понимают, что все эти пошлые фальсификации неизбежно будут изобличены, фильму не помогут ни мастерски снятые зрелищные сцены, ни дорогие декорации и костюмы, ни зарубежные актеры. Или все же правы те, кто говорит: ничего личного, просто бизнес. Не хочется так думать.

– Но фильма все-таки пока нет…

– Фильм не вышел, и любые возражения против него легко сдержать напоминанием устыжающей фразы: "Я Пастернака не читал, но осуждаю". Но разве трейлер как авторская аннотация фильма не может насторожить любого человека, знакомого с русской историей? Я уж не говорю о том, насколько это настораживает православных людей, для которых Николай II и его семья – святые мученики.

– Но государь прославлен не за каждую сцену своей жизни – за мученическую кончину.

– Да, он прославлен за тот путь, который прошел, начиная с 1917 года. А это был крестный путь – с пятью детьми, женой и с несколькими близкими. Именно за его мужественное исповедничество, за то, каким христианином он оставался в последние полтора года жизни, его прославили в Церкви.

– И что же, Церковь будет требовать запрета фильма?

Запреты фильмов – абсолютно тупиковый и неверный путь. Предупреждение о правде и неправде, вот что важно...
– Уверен, что это абсолютно тупиковый и неверный путь. Не требования запретов, а предупреждение о правде и неправде – вот цель, которую можно и должно ставить в связи с предстоящим широким показом фильма. Если фильм будет соответствовать трейлеру, достаточно будет того, чтобы просто широко рассказать о реально бывшей истории. Собственно, что мы сейчас и делаем. А дальше зритель будет решать сам.

– Владыка, но вы же учились во ВГИКе и понимаете, что хороший фильм невозможен без драмы. И разве у художника нет права на художественный вымысел?

– Но не на умышленное искажение. В историческом романе "вымысел не есть обман", убеждал еще Окуджава. В художественном произведении об исторических личностях, безусловно, необходим авторский вымысел, художественная, драматургическая реконструкция событий. Но если художник не лишен элементарной нравственной ответственности, он не будет выходить за рамки исторической достоверности и никогда не превратит историю в ее противоположность. Сознательное искажение истории – это либо обман, либо пропаганда.

– Даже если автор оговаривает: это мой художественный вымысел на основе истории?

– На основе истории, а не вразрез, не наперекор ей. Весь вопрос во вкусе и в таланте. Конечно, можно взять исторические персонажи и заставить их делать все, что автору заблагорассудится. Кутузов в экранизации "Войны и мира" может сдать не только Москву, но и Санкт-Петербург. А Пугачев в фильме по "Капитанской дочке" сделаться любовником Екатерины. Только к искусству это не имеет отношения. Либо называется особым жанром – фэнтези. Тогда фильм надо так и обозначать.

– Вы говорили об этом Алексею Учителю?

– Да, разговаривал с ним по телефону. Сказал ровно то же, что и вам.

– И что он ответил?

– Что трейлер и даже сценарий – это еще не фильм. В этом смысле он прав.

– Вы читали сценарий?

– Режиссер передал мне сценарий для чтения, но я пообещал ему воздержаться от комментариев сценария.

– Судя по всему, ваша позиция не изменилась после знакомства со сценарием?

– Я не буду комментировать сценарий.

– Когда "Матильда" сериалом выйдет на экраны, может быть, стоит сопровождать каждую серию документальным фильмом, возвращающим историческое сознание зрителя к верному восприятию?

– Не очень представляю себе это. Думаю, достаточно, чтобы люди узнали о достоверной истории.

– Я вчера пересмотрела много документальных фильмов о наследнике и Кшесинской – совершенно отвратных по тону и настойчиво убеждающих в том, что роман продолжался и в браке государя. С комментариями эзотериков, сомнительных психологов и прочих. И никто не одергивает желтые телеканалы за паскудность, а к несомненному художнику мы почему-то спешим предъявить претензии.

– Псевдодокументальные поделки не имеют большого влияния на умы и души людей, к ним не привлечено столько внимания. Другое дело большой художественный сериал.

– В фильме играет внешне великолепная польская актриса, замечательный немецкий режиссер Томас Остермайер и актер его известного театра "Шаубюне" Ларс Эйдингер. То есть у фильма кроме хорошего режиссера был состоятельный продюсер.

– Фильм рассчитан не только на отечественного зрителя, но и на международный прокат. Он делался по общемировым, глобалистическим, голливудским "законам жанра". Думаю, что с чисто зрелищной точки зрения это будет эффектная, помпезная картина.

– Государственный Эрмитаж за последние 20 лет провел за границей много выставок, посвященных русским государям. Михаил Пиотровский считает, что этим удалось во многом переменить взгляды европейского истеблишмента на русских царей. Их уже видят не через анекдоты о любовниках Екатерины, а как людей высокой культуры, с прекрасным вкусом, исторической мощью. На фоне таких усилий было бы жаль снова явить миру образ Николая II через любовный треугольник…

– Николай II как никто другой на протяжении ста последних лет был дискредитирован и оболган. Люди на бытовом уровне к этому привыкли. И подспудно готовы принять новый фильм про совершенно ничтожного, развратного, изменяющего своему слову, не знающего чести и верности последнего царя. Но все это опять в старую корзину – странное государство, странный народ, странные цари. Жаль.

– Но все же фильм еще не вышел.

– Мы с этого и начали разговор. Неблагодарное дело обсуждать еще не вышедшей фильм. Я не понаслышке знаю, что такое делать кино. Это огромный труд множества людей, и в первую очередь режиссера. И тем более обидно, когда в основу замысла изначально ложится сюжет, который иначе как исторической безвкусицей назвать нельзя.

– В последнее время постоянно звучат упреки в адрес Церкви, что она требует запретить тот или иной спектакль или фильм, ссылаясь на протесты по поводу оскорбления религиозных чувств. Известные актеры и режиссеры видят в этом нарушение свободы творчества.

– Активисты оскорблены. Режиссеры возмущены. Пресса предупреждает общество о новых фактах вмешательства Русской Православной Церкви в сферу свободы творчества. Прогрессивное общество негодует. На президентском Cовете по культуре и искусству поднимают вопрос цензуры... Просто драма какая-то. Посильнее "Фауста" Гете. Так и хочется сказать: занавес!

– Только на самом деле в этом спектакле не все так просто.

– Действительно, были обращения против показа в Омске известной рок-оперы. Но с этими протестами выступала не Русская Православная Церковь, а одно из многих тысяч общественных объединений, союзов, братств, действующих сегодня в нашей стране. Группа православных активистов требует снять этот спектакль, кажется, во всех городах, куда питерский театр оперы приезжает на гастроли. Недавно подобные обращения были, к примеру, в Тобольске. Их рассмотрели и не удовлетворили. Тобольская епархия при этом никакого отношения к требованиям отмены спектакля не имела. А в Омске с митрополией, по словам продюсера, показ спектакля и подавно был согласован. Во всяком случае официальный представитель епархии заявил следующее: «Не дело епархии регулировать репертуарную политику того или иного театра. Я только знаю, что духовник исполнителя главной роли благословил его на это еще 30 лет назад». Руководитель информационного отдела РПЦ Владимир Легойда после начала шумихи в СМИ через все информационные агентства сообщил, что Церковь не поддерживает требования об изъятии спектакля из репертуара театров. А продюсеры известили, что спектакль в Омске был отменен, поскольку билеты на него были куплены в количестве всего немногим более сорока на тысячный зал. В прошлом же году, рассказали они, этот же спектакль был показан здесь же, в Омске, хотя и тогда были обращения граждан с просьбой об отмене представления. Но билеты разошлись и спектакль состоялся.

– Все это известные факты. Но повсюду раздается лишь одно: РПЦ требует снять спектакль и добивается своего.

– Недавно один священник из Армавира, вспомнив о редактуре Василия Жуковского пушкинской сказки о Балде, где поп был заменен на купца, издал в армавирской типографии брошюрку с купцом и без попа тиражом в четыре тысячи экземпляров. И тут же в десятках СМИ, в том числе центральных, появились заголовки: "РПЦ редактирует Пушкина!". И несмотря на то, что глава издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент также через все информагентства заявил, что в данном случае это личная инициатива отдельного священника и что классику менять и редактировать нельзя даже с самыми благими целями, журналистские утверждения о том, что Церковь дошла до полного маразма, так что и Пушкина переиначивает, радостно пестрят и доселе. Вот такая у нас многосерийная драма. Очевидно, что ее авторам она весьма нравится. Находятся и восторженные зрители. Так что без сомнения – продолжение следует. Но мы к этому давно привыкли, так что, как говорится, флаг в руки! Что же касается фильма, то уверен, скорее всего отдельные лица и группы, в том числе и православные, будут требовать его запрета. Сразу скажу: мы с уважением и пониманием относимся к их позиции. И будем призывать ее учитывать. Но, еще раз повторюсь, считаю путь запретов тупиковым. Дело Церкви запрещать и разрешать, когда это необходимо, в духовном мире. Но не в светском. В том числе ни в театральном, ни в кинематографическом. Но это не значит, что мы не будем открыто высказывать свои убеждения.

– А "Тангейзер"? Ведь там был протест официальной Церкви – Новосибирской митрополии.

– И не только протест, но и судебное дело было возбуждено по иску Новосибирской митрополии о новаторской вариации на тему Вагнера. В постановке, сколько бы некоторые театральные критики ни морочили нам головы, единственной "художественной находкой", целью и центром внимания было кощунство над образом Христа. Состоялись общественные слушания, затем Новосибирская митрополия подала в суд в полном соответствии с законом. И суд этот проиграла.

– Но спектакль был снят.

– Это тяжелое, неприятное и беспрецедентное решение министерства культуры следует оценить в контексте разразившийся позднее кровавой трагедии Шарли Эбдо. Как показала жизнь, это решение оказалось правильной и необходимой профилактикой от безответственных и крайне опасных, особенно в условиях нашей многонациональной и полирелигиозной страны, публичных экспериментов-провокаций, которые кому-то угодно называть творчеством.

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
Беседовала Елена Яковлева

Российская Газета

14 декабря 2016 г.

http://psk-mp.ru/99418.html
Вложения
IMG_0338.JPG
IMG_0338.JPG (40.27 КБ) 3537 просмотров
IMG_0338.JPG
IMG_0338.JPG (40.27 КБ) 3537 просмотров


Опыт - наилучший учитель.

Аватара пользователя
Таня
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 10 сен 2016, 07:05
Откуда: Архангельск
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 506 раз
Поблагодарили: 137 раз

Re: "Матильда" Учителя ВЫМЫСЕЛ И ОБМАН

Сообщение Таня » 24 фев 2017, 03:03

Реклама этого фильма идет в кинотеатрах.
Вчера была неприятно удивлена этим событием.
Не нужно смотреть фильм целиком, чтобы сделать какие-то выводы.
Мои выводы: очень неприятно, вызывает вообще полное отторжение весь видеоряд трейлера к фильму, особенно последние кадры с голыми телесами.
Для чего это? Для кого это? С какой целью это сделано?
Не поверю, что режиссер этого фильма не знает, что Царь и Его семья причислены к лицу святых.
Государь в трейлере показан мельком, выглядит каким-то манекеном. Впечатление отвратительное, гадкое, прямо скажу. Актер, играющий Царственного Страстотерпца не вызвал даже никакой ассоциации с Ним. Пародия какая-то.
Так выстроен видеоряд, что Св. Царицы никогда не будет и не было. Ее просто нет.
Матильда показана "женщиной легкого поведения".
Высокопарные слова в конце трейлера о том, что у Царя никогда не будет такой любви. Это за гранью моего понимания.
Любое действие имеет цель.
Еще раз задаюсь вопросом: какова цель создателей этого фильма? Что он должен дать зрителям?
Однобокое представление о Св. Царе Николае? Что это? Пародия?
Простите меня. Не понимаю защитников этого фильма. Я подписала петицию о его запрете к показу.
Да, про меня могут сказать "не смотрел, но осуждаю". Мне было достаточно тех кадров, чтобы появилось отвращение к фильму.
Утешает то, что Бог поругаем не бывает.
Простите меня за эмоциональность.



Аватара пользователя
Даниил (Плотников)
Администратор
Администратор
Сообщения: 455
Зарегистрирован: 02 сен 2016, 18:53
Откуда: г. Северодвинск
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 332 раза
Поблагодарили: 1335 раз
Контактная информация:

Re: "Матильда" Учителя ВЫМЫСЕЛ И ОБМАН

Сообщение Даниил (Плотников) » 26 фев 2017, 19:03

Полностью поддерживаю. Чтобы понять, что источник отравлен, не нужно его выпивать полностью. Как и то, что в трейлере всегда показывают основную интригу - является отчетливым свидетельством свинства со стороны родоначальников этого произведения. Я всегда задаюсь вопросом, по какой причине эти "вольно-мыслящие" режиссеры, продюсеры и сценаристы с актерами не снимают похабщину про своих родителей? Что это? По какой причине снимать гадости про чужих родителей можно, а про своих нельзя? По какой причине оскорбить память почитателей страстотерпцев можно, а память тех, кого любят творцы этой картины нельзя?


Опыт - наилучший учитель.

Аватара пользователя
Таня
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 10 сен 2016, 07:05
Откуда: Архангельск
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 506 раз
Поблагодарили: 137 раз

Re: "Матильда" Учителя ВЫМЫСЕЛ И ОБМАН

Сообщение Таня » 21 мар 2017, 06:30

phpBB [video]


"Оскорбление
Бред
Безобразие
Надругательство над историей
Историческая неправда
Художественная пошлость "

Я рада и благодарю Епископа Тихона (Шевкунова) за то, что он высказал свое мнение прямым текстом.



Аватара пользователя
Даниил (Плотников)
Администратор
Администратор
Сообщения: 455
Зарегистрирован: 02 сен 2016, 18:53
Откуда: г. Северодвинск
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 332 раза
Поблагодарили: 1335 раз
Контактная информация:

Re: "Матильда" Учителя ВЫМЫСЕЛ И ОБМАН

Сообщение Даниил (Плотников) » 03 май 2017, 15:16

https://youtu.be/jV3go-K6_pY
Что думают представители Церкви о нашумевшем фильме "Матильда" Алексея Учителя, рассказал митрополит Иларион. Фрагмент видео телеканала "Россия 24".


Опыт - наилучший учитель.

Аватара пользователя
Даниил (Плотников)
Администратор
Администратор
Сообщения: 455
Зарегистрирован: 02 сен 2016, 18:53
Откуда: г. Северодвинск
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 332 раза
Поблагодарили: 1335 раз
Контактная информация:

Re: "Матильда" Учителя ВЫМЫСЕЛ И ОБМАН

Сообщение Даниил (Плотников) » 16 июн 2017, 05:17

Ни Учитель, ни Безруков, ни Путин не понимают, что брать сюжет "Матильды" , тем более в год 100-летия свержения самодержавия в России, безнравственно и непатриотично. И повторяемая мантра #никтоженевидел# рассчитана на людей с грязной душой, у которых потеряно ощущение целомудрия. Им никогда не понять, почему Поклонская отказывается смотреть этот фильм, даже если в нем на самом высоком художественном уровне показа юношеская страсть молодого цесаревича к балерине. У общества должны быть идеалы, и эти идеалы должны формировать как раз деятели культуры. Они же, наоборот, порочат святых и еще удивляются, почему кто-то этим недоволен. Ваша пресловутая творческая свобода, народные артисты и режиссеры, заканчивается там, где начинается свобода народа, в данном случае - православного, - иначе, какие же вы народные?
"Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое" (Мф.12:35).

https://www.facebook.com/pitirim.tvorog ... 1439480096


Опыт - наилучший учитель.

Аватара пользователя
Даниил (Плотников)
Администратор
Администратор
Сообщения: 455
Зарегистрирован: 02 сен 2016, 18:53
Откуда: г. Северодвинск
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 332 раза
Поблагодарили: 1335 раз
Контактная информация:

Re: "Матильда" Учителя ВЫМЫСЕЛ И ОБМАН

Сообщение Даниил (Плотников) » 25 сен 2017, 17:23

Прежде чем начать разговор о не вышедшем еще на экраны, но вызвавшем уже столько бурь и, признаться, изрядно всех допекшем фильме «Матильда», хотелось бы вспомнить, что в начале нынешнего года прошел беспрецедентно широкий показ другого фильма, также посвященного реальному историческому персонажу, бывшему также главой русского государства и также прославленному как святой в Русской Православной Церкви.

Прогремевший на всю страну «Викинг» в отличие от «Матильды» не вызвал никаких массовых протестов. Не было ни демонстраций, ни требований запрета (за исключением нескольких единичных писем). И это несмотря на то, что его главный герой — великий князь Владимир Святославич — показан в фильме в период его жизни до принятия христианства поистине как дикий изверг: он убивает родного брата Ярополка, насилует на глазах у родителей полоцкую княжну Рогнеду, а затем убивает ее отца, возводит языческие капища и приносит идолам человеческие жертвы. И при всем том этот мастерски снятый натуралистический кинорассказ — не вызывает ни в целом в стране, ни в церковной среде протестов. А вот «невинная», казалось бы, киноистория о юношеском романе наследника российского престола и балерины императорских театров отозвалась в обществе и 100-тысячными петициями с требованиями запрета фильма, и демонстрациями, и судебными исками. Я не говорю уже об экстремальных эксцессах — но это тема скорее либо медицинская, либо уголовная.

Так что же происходит? Ответ представляется достаточно ясным. В случае с «Викингом» авторы фильма представили на экране пусть очень горькую, но правду истории. Об этой неприглядной правде нам повествуют древние летописи и жития. Они доносят до потомков поистине ужасающий образ князя Владимира до его крещения и лишь потом говорят о поразительном его преображении из языческого чудовища в того милосердного, мудрого и могущественного Владимира Красно Солнышко, которого более 1000 лет так почитает и любит наш народ.

В случае же с «Матильдой», к сожалению, все происходит иначе. Сюжет и сценарий фильма построены на неправде. И многие, познакомившись с широко запущенным в Интернет рекламным трейлером фильма, или, как довелось мне, прочитав сценарий, эту неправду почувствовали особенно остро. Почему? И потому, конечно, что для немалого числа людей последний русский император — святой страстотерпец. И потому еще, что как бы по-разному ни относиться к Николаю II, нельзя не признать, что за последние 100 лет на него были вылиты такие потоки клеветы, напраслины и грязи, каких не удостаивался, пожалуй, ни один наш соотечественник. Сегодня, когда доступна объективная информация о нашей истории, привычные стереотипы о последнем царе и его семье для многих рушатся. У кого-то советские клише заменяются порой излишней идеализацией. Но у большинства трезвомыслящих людей происходит пересмотр ценностей в сторону объективной оценки, опирающейся на подлинные факты истории.

И вот в годовщину русских революций появляется фильм, в котором снова — явная неправда. Причем измышления, увы, касаются частной жизни Николая II, его отношений с супругой, императрицей Александрой Федоровной. Эту тему даже в советское время не подвергали искажениям в угоду идеологической конъюнктуре уважающие себя исследователи. И сегодня в данном вопросе наблюдается, быть может, единственный случай полного согласия среди историков диаметрально противоположных убеждений, школ и направлений: все единодушны в том, что отношения между Николаем Александровичем и Александрой Федоровной были исполнены самой высокой любви, абсолютной верности, ответственности, нежности и заботы. Их поразительные по глубине и силе чувства не смогли поколебать никто и ничто, никакие самые страшные, немыслимые испытания, выпавшие на долю этой семьи.

А как же Матильда Кшесинская? Сплошь и рядом критиков сюжета фильма обвиняют в том, что они отрицают сам факт романтических отношений наследника и юной танцовщицы. На самом деле это — передергивание. Никто не отрицает, что такие отношения действительно были.

С 18-летней Матильдой Феликсовной Кшесинской наследник, которому от роду тогда было 22 года, познакомился в сложный период своей жизни: девушка, которую он недавно навсегда и беззаветно полюбил с первого взгляда, Гессен-Дармштадтская принцесса Алиса (через несколько лет она станет его женой — императрицей Александрой Федоровной), тогда отказала ему, поскольку не находила возможным сменить вероисповедание — перейти из протестантизма в православие, о котором имела самые смутные представления.

Между тем по законам Российской империи это было обязательно для будущей царицы. К тому же и отец, Александр III, твердо воспротивился выбору сына: у императора были другие виды на брак наследника.

И вот, отринутый любимой девушкой, получивший строгое увещание отца о невозможности желаемого брака, цесаревич Николай Александрович позволил себе влюбиться в талантливую балерину. Каковы были их отношения? Одни историки говорят, что молодые люди были очень близки. Другие уверяют, что связь была лишь платонической. Как бы то ни было, в конце концов это — не наше дело. Они общались с 1892 по 1894 год. А весной 1894 года принцесса Алиса наконец согласилась стать женой Николая; согласие на их брак дал и Александр III. Николай Александрович был безмерно счастлив. Расставание с Матильдой произошло без драм и надрывов: он просил у нее прощения, обещал помогать во всем. Они решили навсегда оставаться искренними друзьями, обращаться друг к другу на «ты»… Но — в заочном общении. Общение очное было разорвано раз и навсегда в том же 1894 году, в котором состоялась помолвка, а затем и свадьба Николая и Александры.

Николай счел своим долгом рассказать невесте о Матильде. Вот что писала Аликс своему жениху после этих непростых для нее признаний: «Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?»

Период с 1894-го — когда принцесса Алиса прибывает в Россию, переходит в православие и сочетается браком с Николаем II, только что ставшим императором Всероссийским, — до 1896 года, на котором оканчивается киноповествование, были самыми безмятежными и счастливыми в жизни молодой супружеской пары.

А что же происходит в сценарии фильма, представленном публике не больше не меньше как «главный исторический блокбастер года»? А в нем все это время Николай мечется в страданиях, истерике и интимных сценах между Матильдой и Александрой, между Александрой и Матильдой…

Ну, а дополняют «историческое полотно» такие драматургические находки, как, к примеру, эпизод, в котором Александра Федоровна, словно мрачная фурия, с острым ножом идет на Матильду, чтобы добыть ее кровь. Или развеселый кинообраз Александра III: этого в жизни необычайно благородного, чуждого всякой пошлости государя создатели фильма заставляют заявить, что он «единственный из Романовых, который не жил с балеринами»…

Не буду умножать горьких примеров. В целом история сводится к тому, что Николай, конечно же, любит демократичную, смелую, свободно мыслящую Матильду, но «ради долга и трона» женится на Александре — и заставляет свое сердце полюбить ее. В общем, такая вот экранизация известной песни: «Все могут короли», кроме разве того, чтобы жениться по любви.

Как стало известно, несколько месяцев назад сценарий фильма был передан для рецензии двум известным историкам, с разрешения которых помещаю здесь их краткое резюме.

«О сценарии полнометражного фильма «Матильда» (автор Александр Терехов)

Серьезно разбирать это произведение не нужно, да и невозможно. Сценарий фильма «Матильда» не имеет никакого отношения к историческим событиям, о которых в нем повествуется, разве что только имена героев соответствуют действительности, и у наследника-цесаревича был роман с Матильдой Кшесинской. В остальном — сплошной вымысел самого дурного вкуса. Уже первая сцена вызывает улыбку и сильное недоумение. Матильда Кшесинская не взбегала на хоры Успенского собора Московского Кремля во время коронации императора Николая II, не кричала: «Ники, Ники!», а сам император не падал в обморок. Все это выдумка авторов сценария, воскрешающая в памяти строки из известного романа Ильфа и Петрова: «Графиня изменившимся лицом бежит пруду». Только у Ильфа и Петрова это гротеск и ирония, а в сценарии — суровая «правда» жизни героев, как она представляется автору.

Сценарий кишит выдумками самого дурного вкуса, не имеющими никакого отношения ни к реальным событиям, ни тем более к чувствам героев. Чего только стоит сцена, когда отец Николая император Александр III выбирает для сына любовницу из числа балерин Мариинского театра. Надо ли объяснять, что такая пошлость могла родиться только в голове у человека, не имеющего никакого представления о реальных отношениях в царской семье, да и в придворной среде.

Император Николай II и императрица Александра Федоровна причислены Русской Православной Церковью к лику святых как страстотерпцы. Но святость — это не стерильность. И в их жизни были разные ситуации (например, отношения с Распутиным), и их деятельность по-разному оценивается историками. Не было только одного — пошлости и грязи. А именно пошлость и грязь самого низкого пошиба автор сценария выдает за историческую истину.

Президент исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор, академик РАН С. П. Карпов.

Заведующий кафедрой истории России XIX века — начала XX века исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор С. В. Мироненко».

Режиссер фильма Алексей Учитель неоднократно заявлял, что не имел и не имеет никакого намерения оскорбить память Николая II. А то, что представлено в сюжете фильма, — не более чем художественный вымысел, без которого не обходится ни одно историческое полотно. Нет оснований не верить Алексею Ефимовичу. Только дерзну напомнить высказывание подвижника VII века святого Исаака Сирина: «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Нет никаких сомнений, что у художника есть право на творческий вымысел. Вопрос лишь в том, в какой мере это право применять, чтобы произведение стало частью высокой культуры.

В дискуссиях о «Матильде» те, кто отстаивает презумпцию безбрежной свободы творчества художника, нередко поминают всуе великие имена, в частности, Пушкина, Толстого. Зря приводят такие примеры! Как раз и в «Капитанской дочке», и в «Войне и мире» перед нами примеры гениальной меры самого бережного отношения к истории и к ее личностям при художественной реконструкции исторических событий.

«Вымысел не есть обман» — мы помним эти слова Булата Окуджавы. Художественный вымысел ни в коем случае и не должен быть обманом. Ни для каких целей. Какими бы творческими, драматургическими и эстетическими резонами этот обман ни пытались бы оправдать. Немыслимо себе представить, чтобы ради предания некой особой «креативности» сюжета в «Капитанской дочке» автор, к примеру, сделал бы Екатерину II любовницей Пугачева, а в «Войне и мире» для большей «драматургической напряженности» распалившийся от «вдохновения» писатель сдал бы Наполеону, а потом и сжег не только Москву, но и Санкт-Петербург. А что? Ничего личного, просто художественный вымысел. Ведь автор (или, как сейчас любят говорить, — «творец») имеет полное право…

Что касается официальной позиции Русской Православной Церкви по отношению к фильму «Матильда», то она была высказана мною как председателем Патриаршего совета по культуре еще в прошлом году в «Российской газете»: мы не будем требовать запрета фильма, почитая такой путь тупиковым. Но оставляем за собой право опровергать неправду и доносить до тех, кто хочет услышать, достоверный рассказ об этом периоде жизни святого страстотерпца царя Николая. Также безусловной позицией Русской Православной Церкви является высказанное неоднократно решительное осуждение любых экстремистских действий, притянутых к дискуссии об этом фильме.

Я не буду в этой статье говорить об оскорблении религиозных чувств — эта материя, действительно, слишком зыбкая, тем более когда она подкреплена статьей Уголовного кодекса. Но хотелось бы заострить вопрос о не подлежащем никакому уголовному наказанию оскорблении чувства исторической правды. Об ответственности художника — нравственной, не более того, — за очевидную историческую неправду, которая ведет к никому не нужным общественным конфликтам, подобным сегодняшнему.

И, наконец, последнее. Если немалое число моих соотечественников сегодня живо и личностно чувствуют себя оскорбленными при встрече с исторической неправдой, если они почитают немаловажным для себя вступиться за честь своей истории, за честь своих давно отошедших в вечность великих и малых сограждан, используя для этого в первую очередь дискуссию, а если считают необходимым, и свои законные гражданские права, — это хороший, очень хороший признак.

А фильм? Через месяц он будет показан на экранах многих российских городов. Отдельно необходимо отметить, что «Матильда» — единственный художественный фильм, созданный в нашей стране к 100-летию революций. Именно это кинопроизведение с таким сюжетом и с таким авторским подходом особенно ярко ознаменует собой посильный для нынешнего отечественного киноискусства, да во многом и для нашего общества масштаб осмысления самых трагических и судьбоносных событий нашей новой и новейшей истории.

Но, может быть, это хотя бы станет точкой обратного отсчета?

«Независимая газета»

Фото: https://rg.ru/2016/12/13/episkop-tihon- ... j-strane...

Пресс-служба Архангельской епархии
http://arh-eparhia.ru/news/430/69234/
Вложения
D2C9F19F-2735-455A-842C-9C14E690FB66.jpeg


Опыт - наилучший учитель.

Аватара пользователя
Ольга
Сто и шестьдесять
Сто и шестьдесять
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 14 сен 2016, 16:34
Откуда: Архангельск
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 482 раза
Поблагодарили: 342 раза

Re: "Матильда" Учителя ВЫМЫСЕЛ И ОБМАН

Сообщение Ольга » 26 сен 2017, 06:55

"Режиссёра «Матильды» пригласили на кинофестиваль в Архангельск

Об этом на совещании в Архангельском областном Собрании депутатов по вопросу дискуссии вокруг проката фильма «Матильда» заявил генеральный продюсер фестиваля Владимир Лойтер.

Директор студии «Поморфильм», председатель регионального отделения Союза журналистов России Владимир Лойтер стал одним из участников общественной дискуссии по «Матильде», инициированной депутатом Александром Дятловым...На нём Лойтер сообщил, что оркомитет Первого международного кинофестиваля стран Арктики пригласил Алексея Учителя в Архангельск — встретиться со зрителями на показе «Матильды» и вручить гран-при фестиваля. Кстати, в прошлом году главный приз фестиваля — тогда ещё «Берегини» — победителю вручал режиссёр Сергей Снежкин.

Напомним, что фестиваль состоится в столице Севера с 7 по 9 декабря 2017 г. Отметим, что председателем жюри станет ещё один знаменитый российский режиссёр — народный артист России Владимир Хотиненко. На фестиваль уже поступило более ста заявок.
Организаторы фестиваля Arctic Open отмечают, что переговоры с Учителем ещё идут, но что режиссёр выразил заинтересованность".

http://arh.mk.ru/articles/2017/09/22/re ... gelsk.html

:11: :shock:


Мир вам!

Аватара пользователя
Таня
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 10 сен 2016, 07:05
Откуда: Архангельск
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 506 раз
Поблагодарили: 137 раз

Re: "Матильда" Учителя ВЫМЫСЕЛ И ОБМАН

Сообщение Таня » 28 сен 2017, 15:05

Да, уже давненько эту новость видела. О приглашении режиссера А. Учителя в Архангельск говорила, как мне помнится, и министр культуры Архангельской области.
Задаюсь вопросом: таким образом наши культурные деятели хотят популярности нашему краю?
Неужели популярность и доходы нужны именно такими средствами? Зачем?
Лучше бы и не показывали этот фильм в наших кинотеатрах.
И я не расстроюсь, если А. Учитель будет очень занят более важными делами и не посетит кинофестиваль в Архангельске.

И еще хотела сказать:
прошедшая в Архангельском театре драмы концертно-театральная постановка "Романовы" очень знаковое событие для нашего края!
И оно удостоилось сюжета в местных новостях. А жаль. Мне кажется, эта постановка достойна показа по телевидению целиком. И даже, я думаю, показа ученикам в школе на уроках истории.



Аватара пользователя
Ольга
Сто и шестьдесять
Сто и шестьдесять
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 14 сен 2016, 16:34
Откуда: Архангельск
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 482 раза
Поблагодарили: 342 раза

Re: "Матильда" Учителя ВЫМЫСЕЛ И ОБМАН

Сообщение Ольга » 29 сен 2017, 08:44

Думская межфракционная группа по защите христианских ценностей на своем заседании призвала правительство к созданию «прозрачной системы финансирования» культурных проектов — чтобы никакие «матильды» не прошли. Представители РПЦ с такой постановкой вопроса согласились. Заседание закончилось молитвой за «успех нашего дела», то есть победу над режиссером Учителем. «Гвоздем» программы стало выступление Натальи Поклонской.

"Молчанием можно и Бога предать"— строго произнесла она, и под аплодисменты присутствовавших заявила, что «православного экстремизма не бывает». Экс-прокурор Крыма приготовила свой фильм — «про режиссера Учителя», назвав его «явкой с повинной»...В общем, сначала в сценарии, под который давались деньги, не было никакого царя, фильм предполагалось снимать только про балерину, но потом Алексей Учитель сценарий «подменил», и получилось то, что получилось.

В принятом «за основу» заявлении группы, проект которого как «взвешенный» получил одобрение протоиерея Дмитрия Рощина (он руководит Управлением по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ), говорится, что «дискредитация авторитета страны через дискредитацию ее лидеров разных исторических времен, попытка очернения исторических личностей, признанных образцами святости семьи, — проверенная схема на службе у разрушителей основ российской государственности», и недопустимо расходовать средства «простых граждан», чтущих традиционные ценности, на провоцирующие раскол в обществе проекты.

«Наш царь — святой, они должны знать, на кого поднимают руку», — подвела итог обсуждению г-жа Поклонская.

http://www.mk.ru/social/2017/09/27/vakk ... telya.html


Мир вам!


Вернуться в «Общекультурный форум.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость