Староверы - история раскола

Аватара пользователя
AHAXOPET
Преуспевающий 2 ранг
Преуспевающий 2 ранг
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 20:00
Репутация: 71
Мировоззрение: Православие

Староверы - история раскола

Сообщение AHAXOPET » 25 сен 2019, 18:15

Глубина преобразований русской цивилизации начатая при Алексее Михайловиче Тишайшем, была настолько масштабной, что староверы в России сегодня ещё воспринимаются несколько отлично от всего остального населения. Они ничем не отличаются внешне от остальных соотечественников, дресс-код в рамках традиционных культурных установок, в наше время у них отсутствует. Однако существуют вполне здравые доказательства тому, что уникальная русская самобытность и вообще социально-психологический настрой населения внутри России, это как раз последствия неудачно проведённой Никоновской реформы.
Староверы в России главная.jpg
Староверы – кто это такие Вопрос поставленный таким образом, не имеет смысла. Дело в том, что по факту, догматы и каноны православной веры пришедшей на Русь тысячу лет назад, не изменялись. Все православные в России – староверы, кто бы они не были и где бы не жили, их обычаи это не более, чем устоявшаяся в данной местности традиция.
Правильнее называть их старообрядцами. Но на бытовом уровне, эти два определения, а вместе с ними и раскольники, содержат одинаковое смысловое наполнение для русского человека.
Как понимать определение Раскол
Затрагивая тему староверов, под словом раскол на протяжении двух с половиной веков подразумевали отход от церкви её части, аналогично ситуации с выделением протестантов из католицизма. Но это замшелые представления доставшиеся от первых послереформенных десятилетий.
В современном понимании, старообрядческий раскол, это расщепление этно-культурной матрицы целого народа, и формирование нескольких новых типов идентичности, с крайне плохой коммуникацией между ними.
То есть раскол был не внутри церкви, а внутри населения.
Церковный собор 1654 г.jpg
Уникальность явления или эволюционная закономерность В средние века, ещё не было политических партий, а роль консолидирующего центра для населения, выполняла Церковь. Уже очень давно, европейские религиозные войны 16-17 веков, изучают как политическое противостояние. Именно в этой плоскости, следует рассматривать и Раскол в православии.
Если увеличить временную шкалу, то схожесть процессов почти бросается в глаза:
• Кровавое противостояние в первые десятилетия после точки бифуркации;
• Временные перемирия;
• Желание найти возможность сосуществования;
• Конфессиональная рассортировка по странам!
Вначале, ещё в 1555 г. – «Аугсбургский религиозный мир», заложил основу для принципа «Cujus regio, ejus religio» (Чья страна, того и вера), который в 1648 году, при заключении «Вестфальского мирного договора», перерос в почти современные понятия о веротерпимости.
Религиозные войны Европы.jpg
В России, происходили аналогичное по жестокости и поиску компромиссных решений процессы. Но есть серьёзные различия, которые заложили фундамент, под уникальную самобытность русской культуры, под психологию самоидентификации русского человека:
1. В России, процесс начался «сверху», а в Европе «снизу».
Если религиозный раскол в Европе был затеян рядовыми членами церкви, то в России изменения запущены с самого верха!
Это можно сравнить с революционными восстаниями. Если в 1612 году, революция началась «снизу», от Минина и Пожарского, а затем сконцентрировалась в центре, то в 1917 и 1993 годах, революция начиналась «сверху», из Москвы, а потом распространялась на всю страну.
2. Конфессиональное разделение по результату реформ
По окончании религиозных войн в Европе, сформировалось чёткое разделение адептов каждой ветви христианства по странам. И главное, был законодательно зафиксирован пункт о свободе вероисповедания, жителям были гарантировано сохранность имущества и жизни.
Европейцы «разошлись по своим конфессиональным домикам-странам, и искали пути для совместного проживания.
В России, расщепление общества тоже оформилось, но все остались жить в одной стране!
Эту ситуацию можно описать на бытовом примере, когда соседи после смертельной и кровавой резни, выяснили кто из них победил и кто проиграл, но жить они продолжали под одной крышей – двух Россий не возникло!
А проживание вместе при таких разногласиях, ну никак не способствовало зарождению веротерпимости, открытости, доверия. Тем более что на одной стороне был административный ресурс, а другой приходилось постоянно скрывать свои убеждения.
Именно это обстоятельство сделало русских и европейцев такими непохожими друг на друга христианами. Когда появились староверы Если поступать слишком упрощённо, то история староверов в России начинается с Великого Поста 1653 года. Именно тогда, патриарх Никон разослал по всем приходам «Память» (памятка), в которой были указания на изменения обрядовой части богослужения.
Патриарх Никон.jpg
Но ещё в начале 17-го века, в Московском Царстве уже начинали исправлять книги, удаляя из них ошибки, накопившиеся за несколько веков. И тогда тоже были противники таких изменений.
По меткому замечанию академика Лихачёва, староверы на Руси сыграли роль консерванта древних традиций и обычаев. Они сохранили внутри своей общины не только внешние элементы старого уклада жизни, но и внутреннее устроение христианина. Предпосылки к Никоновским реформам К середине 17-го века, Московское царство представляло собой клубок противоречий, терзающих его не только изнутри и снаружи, но даже из прошлого:
• Ливонская война и Смута, до сих пор сказывалась слабой заселённостью северо-западных рубежей;
• Польская интервенция;
• Крымско-татарские набеги;
• Гражданские бунты и церковные разногласия;
А кроме того, это время пика для Малого Ледникового Периода. Климат стал настолько холодным, что огромный военный отряд из Польши войдя в осенью 1646 году на юг Московского царства, в течении нескольких дней потерял от мороза почти 2,5 тысячи воинов и более 1000 лошадей. Даже Босфорский пролив несколько раз замерзал в 17-ом веке! Ранние заморозки и обилие дождей летом, ещё больше ухудшали социальную обстановку.
Алексей Михайлович был ещё юным, когда взошёл на престол, всего 16-ти лет. И на его плечи лёг такой тяжёлый груз.
Алесей Тишайший.jpg
В это время, на Руси уже сложились несколько концепций по стратегическому развитию государства.
1. Константинопольский проект
После падения Константинополя, Московское царство осталось единственным православным государством. Болгария, Сербия, Греция и прочие страны, находились под Османским владычеством, и внутренне уповали на то, что русский царь отвоюет Царьград, и сам воссядет на престоле.
В унисон этим мечтам попадали слова старца Филофея «Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать».
Занять Царьградский престол, это была достойная цель для царя. Но чтобы находиться в одном религиозном русле с греками, надо было изменить свои традиции.
Отчасти, реформа Никона была ориентирована и на эти цели.
2. Западный проект.
Притягивала к себе и онтологически связанная с Московским Царством Малороссия (Украина, Восточные Земли, названия не изменят сути), которая после древней Битвы у Синих Вод (1362 г) начала свою вестернизацию. На западе были более продвинутые технологии, а без них уже было невозможно ожидать крупных геополитических завоеваний.
3. Московский Чучхе
Хотя слово Чучхе появилось только в середине 20-го века, но оно как нельзя лучше подходит для описания этого направления. Ибо весь фундамент дальнейшего развития Московского Царства должен быть опираться на собственные силы, на свои ресурсы, на традиционные ценности, которые были закреплены Стоглавым Собором.
Стоглавый собор.JPG
Это органически самый близкий по духу проект, он основывался, прежде всего, на верности старине, в которой скрывался и некоторый религиозный буквализм. Но всё это порождало уникальную комбинацию религиозной-культурной матрицы.
ВАЖНО: внутри этой матрицы уже был готовый сценарий модернизации и развития. Который впоследствии частично реализовался в старообрядческой среде.
К этому направлению тяготели все представители Кружка Ревнителей Благочестия, к нему склонялся и Никон, и Аввакум. Царь Алексей Михайлович тоже поначалу благоволил к этому направлению. Но потом он понял, что такой путь предполагает очень скрупулёзную и долгую работу внутри общества. И после, он охладел к этому проекту.
Никон – биография крупными мазками
Ключевая фигура русской истории – Никон, урождённый Никита, сын крестьянина Мины. Родился в 1605 году, в 5 лет остался без матери. Его отец женился второй раз, а Никита оказался у мачехи «без вины виноватым».
Мина обучил его грамоте, и Никита увлёкся чтением Библии и Святоотеческих текстов. В 12 лет он сбегает в монастырь, но скоро отец, обманом выманивает его назад. В 18 лет он женится. Местные жители, видя его начитанность, выбрали Никиту священником.
Однажды московские купцы увидели службу Никиты в своей деревне, и очень их увлекла проповедь.
Информация: Будучи патриархом, Никон исследовал церковное духовенство на предмет грамотности. И оказалось, что большинство священников, даже не умею читать. А тексты богослужения помнят на память.
Мало того, такие безграмотные священники даже брались учить крестьянских детей чтению! Но заставляли их просто зубрить тексты по памяти.

Купцы переманили его в Москву. Но в течении нескольких лет, буквально до 1635 года, в семье священника Никиты умерли все дети. Это окончательно подвигло его к иноческой жизни.
Свою супругу он определил в один из московских монастырей, а сам с именем Никон был пострижен в монахи в одном из скитов Соловецкого монастыря.
В 1639 году, после конфликта с настоятелем, Никон сбегает оттуда, и прибивается в Кожеезерский монастырь, где через 4 года избирается настоятелем.
По приезду в Москву, каждый игумен должен был предстать перед царём. И здесь опять начитанность Никона помогла ему подняться по иерархической лестнице.
иегумен Никон у царя Алексея.jpg
Алексей Михайлович, будучи молодым тянулся к людям начитанным, образованным, думающим. После беседы с Никоном, он определяет его настоятелем Новоспасского монастыря в Москве. Через три года, Никон уже митрополит Новгородский, а ещё через три года, в 1652 году, он занимает патриарший престол.
Преодолев такой карьерный путь, Никон уже на своём опыте убедился, что христианство на Руси держится на бытовом уровне. То есть люди были просто вовлечены в орбиту религиозной жизни. Обрядовая сторона была главным элементом православия для подавляющего большинства населения.


Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.
Аватара пользователя
AHAXOPET
Преуспевающий 2 ранг
Преуспевающий 2 ранг
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 20:00
Репутация: 71
Мировоззрение: Православие

Re: Староверы - история раскола

Сообщение AHAXOPET » 25 сен 2019, 18:36

Кружок ревнителей благочестия Во второй половине 40-ых годов 17-го века, около царя сформировалась команда образованных и ищущих людей, которую называют кружком ревнителей благочестия. Идеологом среди участников команды были Иван Миронов и духовный отец Алексея Михайловича – Стефан Вонифатьев.
Люди сгруппировались, чтобы разработать стратегию модернизации духовной жизни населения Московского царства. Цель преобразований была в очищении Церкви от мелких наслоений негативных традиций и убеждений, которые мешали достигать высоких целей.
Ревнители благочестия.jpg

Информация: Религия (православие) состоит из двух частей:
1. Бытовая часть. Это обряды, ритуалы, церковные богослужения. Всё что делается на виду у всех и «по привычке».
В бытовую часть вовлекались 99% населения, в виду специфики жизни.
Все ходили в церковь с самого раннего детства, для них было всё привычно и как «само собой разумеющееся».
2. Харизматическая часть. Это надстройка, которая и является корнем религии, своеобразная опция. В этой части требовалось делать то, что выходило за рамки обрядовой жизни.
Христианство призывает делать больше, чем ежедневные обряды, но чтобы сдвинуть общество в этом направлении, надо было вытащить народ из области застоя.

До начала реформ, к членам кружка благоволил и патриарх Никон. Но после 1653 года его отношение к их работам изменилось. Многие исследователи склоняются к тому, что значительную роль в этом сыграло честолюбие Никона. Он склонялся к «Константинопольскому проекту», и изменения в религиозной жизни нужно было коррелировать, чтобы приблизиться к грекам, уничтожая традиционную культуру. Главные эпизоды реформ патриарха Никона В «Памяти», которая разошлась по всем храмам Москвы в преддверии Великого Поста 1653 года, было описано, как надо по-новому творить великопостную молитву святого Ефрема Сирина и налагать на себя крестное знамение.
Современному секуляризированному человеку, эти изменения видятся не более существенными, чем замена в школе перьевых ручек, на шариковые. Если смотреть объективно, то шариковыми авторучками пользоваться удобнее. Но за счёт этого опосредованно снижается аккуратность и нивелируется понятие о чистописании.
1. Великопостная молитва Ефрема Сирина.
Это покаянная молитва, которая в годовом богослужебном круге творится только Великим Постом. До этой памятки, в ней было положено 16 земных поклонов, теперь же осталось только 4 земных поклона, и 12 поясных.
Для простого человека, это нововведение выглядит как облегчение молитвенного правила. Но ведь было и содержание символическое у этой молитвы!
Староверы молитва Ефрема Сирина.JPG
Информация: святые подвижники первого тысячелетия, как-то преподобные Исаак Сирин и Симеон Новый Богослов толковали это следующим образом – «Земными поклонами человек символизирует своё происхождение от земли (праха), проявляет свою покорность перед святой Божьей Волей».
А поясной поклон, это простое проявление благочестия, в нём нет особо выраженного покаяния.
2. Троеперстие vs двоеперстие
И здесь смысловое содержание заставляло людей тревожиться о правильности нововведения. В двуперстном знамении, всё было понятно: два пальца, символизируют две природы Христа, божественную и человеческую. А три пальца символизировали святую Троицу.
перстосложение.JPG
В новом крёстном знамении, в самом начале были объяснены только символизм трёх пальцев, это опять – Святая Троица. А вот двум оставшимся перстам, мизинцу и безымянному, вначале, Никон вообще отказался придавать какое-то символическое значение. Потом их начали ассоциировать с двумя природами Иисуса Христа.
Информация: наполнение символическим значением какого-либо действия в христианстве, почти всегда происходило под влиянием ересей. Есть и явление ресемантизации, которая наполнила новым содержанием католический вариант крестного знамения. Достоверных сведений о причинах возникновения троеперстия в Византии, не сохранилось. Но некоторые богословы уверены, что это был ответ на одну из тринитарных ересей, возникших в 14 веке.
Сложность этого пункта проявилась в каком-то ожесточённом способе насаждения нового перстосложения со стороны патриарха. Дошло до того, что на Московском Соборе 1656 года, анафеме были преданы те, кто крестился двумя перстами. А между тем, на Стоглавом соборе 1555 года, именно двуперстие было определено как правильный вариант сложения пальцев. Но в этом решении, историки видят попытку стандартизации юго-западных земель Московского царства, где было сильно влияние Брест-Литовской Унии.
3. Направление крестных ходов
Этот пункт крайне переплетён с определением – кто главный в церкви (храме): человек или Бог? Вот простой пример: когда человек входит в церковь, он видит икону Спасителя, но как понять, где у неё правая сторона, а где левая? Ведь правая рука Христа будет находиться слева от наблюдателя, а левая рука – справа.
посолонь и противосолонь.jpg
Относительно кого должна определяться правая и левая сторона храма? Относительно прихожан или относительно Алтаря (где незримо обитает Христос)?
До реформы считались традиционными крестные ходы посолонь (по солнцу или по часовой стрелке). Но был эпизод в 1479 году, когда митрополит московский Геронтий освящал храм, проводя крестный ход против солнца. По этому варианту у него даже возник непримиримый спор с князем Иваном Великим, но в итоге, светская власть смирилась пред церковной, в области богослужебных порядков.
Только патриарх Никон законодательно закрепил крестные ходы против солнца.
4. Книжная справа
Errare humanum est – человеку свойственно ошибаться. А переписчики книг, те же люди, и они тоже ошибались. Количество ошибок в рукописных Библиях и Служебниках, накопившееся за полтысячелетия, было огромным. Но вообще, их надо систематизировать. Ошибки, которые взялся исправлять патриарх Никон, были двух видов:
• «Переводчик – предатель» (шутка Гёте). В языках существуют лакуны, которые чрезвычайно сложно, если вообще возможно, перевести на другой язык. Но смысловое содержание всё равно будет искажаться, даже выходя из-под пера самого толкового толмача.
Изменялся с течением веков и сам принцип перевода. Если сначала была установка: «от смысла – к смыслу», то в конце 16 века начал превалировать подход: «от буквы к букве». К середине 17-го века это стиль вошёл в обиход, и доходило до абсурдных вещей: если в греческом первоисточнике, стих состоит из 10 слов, то в переводе тоже должно быть 10 слов!
справщики книг.jpg
Это ужасно искажало смысловое содержание, и требовало усиленной работы толкователей, чтобы связать в одну систему разные вербальные понятия.
ПРИМЕР: в 8-ом члене Символа Веры, греческий первоисточник начинается со слов: Καί εἰς τό Πνεῦμα τό Ἅγιον, τό κύριον (И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго).
Греческое слово «τό κύριον», современные лингвисты перевели бы как «господствующего». В Древней Киевской Руси его перевели как «Господа Истинного». Семантически это было правильно.
Но при Никоне, сказалась временная установка «от буквы к букве». Ведь одно греческое слово, заменялось двумя русскими! Это потребовалось обязательно исправить.
Реформаторы из русского текста удалили слова «Истинного»!
В результате, «τό κύριον» хотя не значит «Господа», лишившись своего коррелята, образовало неправильный перевод. Но он стал неправильным по другому! Ведь в старом варианте было более глубоко смысловое содержание. А подспудно разрушился многовековой консенсус.

• Описки (ошибки переписчиков).
При переходе на книгопечатание, стандартизация повышается на несколько порядков. А при переписывании вручную, монахи допускали описки – пропущенное титло, не правильная буква и т.п. При следующих переписках, новые ошибки добавлялись к старым. В итоге, перед переходом на книгопечатание, было решено сделать масштабную ревизию всех церковных книг.
Ошибки в текстах уже исправляли специально определённые монахи-справщики. Они тихо/незаметно корректировали тексты. Работа была рутинная, не привлекающая к себе внимания и ни какой революции и реформы в себе не заключала.
При Никоне московских справщиков изгнали, а взамен за работу усадили монахов, которых привезли из Киево-Печерской лавры. А она уже была пропитана «духом латинства»!
ВАЖНО: киевские правщики были приступали к работе в духе: «какой ужас и какой кошмар»! Они априори были настроены на то, что именно киевские книги правильные, а московские – искажены.
В это же время появился и глупейший слух, о том что «церковные книги испорчены». Его использовали для борьбы со староверами, действовал этот слух плохо, но оказался очень устойчивым, и о нём упоминается даже в книгах русских писателей 19-го века.
Именно в этом слухе, было революционное отличие от книжной справы дореформенного образца.
Сторонники протопопа Аввакума, противопоставляли всем этим доводам только один аргумент: «Не нами это написано, не нам и исправлять». Ведь по этим текстам молились и совершали богослужения такие безусловные святые подвижники как Сергий Радонежский, Антоний Печерский, Епифаний Премудрый и др.
богословский спор старообрядцев.jpg
Во что верят староверы в России Староверов, можно было воспринимать как отошедших от веры господствующей церкви, только до 1971 года. Именно тогда, Поместный Собор РПЦ проходивший в Москве, снял все прещения, клятвы и анафемы, которые с 1653 года налагали на старообрядцев. Этим было показано, что какая вера у староверов была в середине 17-го века, такая же она и осталась в 20-ом веке.
Современные староверы, изменив внешний вид, не исказили своих религиозных убеждений. Довольно серьёзное подспорье в этом оказала система Единоверия, возникшая в конце 18-го века.
Согласно концепции единоверия, если старовер признавал иерархию РПЦ, то он считался единоверцем и мог принимать участие в богослужении по старому обряду, в специально приписанных единоверческих храмах. То есть – давалась возможность подойти к Причастию Святых Христовых Тайн и Миропомазанию.
Храм на Рогожской заставе.JPG
Интересная особенность единоверия в том, что прихожане обычных храмов, оказавшись в единоверческой церкви, на практике видели, в чём разница между староверами и православными, принявшими Никоновскую реформу. Есть много свидетельств, что «никониане», переходили в единоверческие храмы, чтобы оказаться ближе к традиционному укладу, менее подвергшемуся секуляризации и латинизации.
Ведь религия староверов на первых порах, была под таким ужасным гнётом, что современные исследователи сравнивают этот период в истории Русской Православной Церкви с религиозными войнами в Западной Европе. Вот только исход этих конфликтов, и попытки приспособиться к дальнейшей жизни, кардинально изменили вектор развития России.
Но при этом, среди старообрядцев зародилось множество ответвлений и согласий, которые при объективной оценке представляют собой секты.
Последний раз редактировалось AHAXOPET 25 сен 2019, 19:02, всего редактировалось 1 раз.


Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.
Аватара пользователя
AHAXOPET
Преуспевающий 2 ранг
Преуспевающий 2 ранг
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 20:00
Репутация: 71
Мировоззрение: Православие

Re: Староверы - история раскола

Сообщение AHAXOPET » 25 сен 2019, 18:47

Как Никоновская реформа повлияла на историю России Крайне трудно современному человеку осознать глубину реформ Никона. Ну были изменения, ну кланяться надо меньше, молитвы по другому читать, и что? Было бы из-за чего «огород городить»….
Но надо сначала понять что за общество было в том время, какие люди его составляли, на чём основывалось их мировоззрение. Социальная модель населения России В 17 веке, жители Московского царства представляли собой чрезвычайно архаично устроенное общество с патерналистским укладом специфического образца. Они уже привыкли на уровне неформальных договоров с властью, решать вопросы о параметрах своей жизни.
Москва при Никоне.JPG
Мышление людей базировалось на религиозном фундаменте, и было целостным. Вертикаль власти была выстроена слабо, ибо сказывались огромные расстояния между небольшими общинами (городами, поселениями), поэтому связующим элементом была Церковь.
Поэтому в общем смысле, староверами были все жители Московского царства! Но одна часть общества была готова к изменениям, другая хотел оставить всё так, как «по старине положено». Тактика принятия реформ В 1917 году, все жители Российской империи был подданными императора, все были верующими. И вдруг происходит слом общества! Кто и как его принимает? Ведь далеко не все пошли на демонстрации с красными флагами.
Примерно также, происходило приспособление населения после Никоновских реформ. Историки отмечают три базовых тактики приспособления к изменениям:
1. Конформистская.
Её удобнее всего описать словами патриарха Иоакима: «Не знаю ни старой веры, ни новой. А как начальники велят – так и верую».
Этот вариант обеспечивает индивидуальную социальную стабильность, но требует «договориться со своей совестью».
Пример: во время Великой Французской Революции был один монастырь, которые несколько раз переходил от якобинцев к роялистам. А аббат этого монастыря каждый раз приносил клятву верности новому правительству.
Потом этот аббат объяснял, что он по натуре, абсолютный консерватор, и у него была одна цель – остаться аббатом в этом монастыре. А кому для этого надо принести клятву верности, ему было не важно.

Но такой вариант был характерен для тех, кто так или иначе оказывался в орбите административно-церковного ресурса.
2. Отрицалово
Часть населения, заняла радикальную позицию. При этом они сознательно и целенаправленно противодействовали насаждению реформ. Против таких именно и были направлены «12 статей» царевны Софьи:
Царевна Софья.jpg
«Открыто критикующих церковные реформы, "производящих в народе соблазн", если не покоряться "жечь в срубе".
Под пытками раскаявшихся, но потом вновь вернувшихся к старой вере "казнить той же смертию"
Если кто из христиан перекрещивал крещеных в новой церкви то их "казнить смертию"
Если кто-то из перекрещивающих раскается, то разрешается исповедать, причастить его а затем все-таки «казнить тою же смертию без всякого милосердия»
Покрещеных в древней православной вере "если остануться упорными, казнить смертию".
Если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места.
Бить кнутом и батогами даже тех, кто окажет хотя какую-нибудь милость древлеправославным христианам: дадут им или поесть, или только испить воды.
Ссылать и бить кнутом и таких людей, у которых староверы только приютились..

Этот жесточайший закон, по мнению проф. Ключевского был адаптированным текстом актов «средневековой инквизиции» и составлялся под пристальным руководством патриарха Иоакима. То есть, поселения староверов в России и сами раскольники уничтожались не по прихоти только светской власти! Инициатором и проводником была Церковная власть, которая использовала административный ресурс империи в своих карательных целях.
казнь старообрядцев.jpg
3. Маскировка.
Тактика принятая большинством населения. Люди по большей части не понимали происходящего, да и слабые коммуникации оказывали существенное влияние. Фактически, до середины 19-го века у большей части населения происходило смешивание старого и нового обрядов. Не на общих богослужениях, а в личных убеждениях и на домашнем уровне.
Информация: Профессор Покровский описывает характерный случай. В первой половине 19-го века, в один из северных монастырей приехал инспектор и обратил внимание что молятся они по старым книгам, с двуперстием и дореформенными правилами. «Наверное у них нет новых служебников?» - подумал проверяющий. Но монахи, показывая на типографские стопки новых книг лежащих в углу, объяснили это так: «Там всё сложно, мы не понимаем, но веру православную исповедуем, и как привыкли, так и живём».
«Подальше от царей – и голова целей». Вот чем руководствовались жители. В этой плоскости, русский человек всегда относится к начальству плохо, с недоверием.
начётчик.JPG
Смешение новых и старых правил очень сильно изменило отношение к религии в умах населения России. Люди искали способы сосуществования, кто-то ворчал, кто-то огрызался, но все делали это незаметно для власти. Этот процесс совпал с Петровской секуляризацией и десокрализацией, что, по мнению А. Солженицына привело сначала к зарождению нигилизма, а затем к достаточно легко принятой атеизации России, после 1917 года. Чек-пойнты исторического процесса После чудовищной резни во время правления царевны Софьи, староверы стали тщательнее маскироваться. Процесс разрушения скреп общества был запущен реформаторами, но они как обычно не рассчитали мощь трасформационных процессов, который и похоронил идеологов. Но и сама система пошла «вразнос».
Константинопольский проект начал затухать в самом начале. Фактически, от него остались только регулярные военные конфликты с Турцией. Уже при царевне Софье, приближённых к царскому двору обязали носить польское платье и обратить внимание на бороды…
Проявлялось стремление власти, посадить на русскую почву западные паттерны, без учёта культурно-традиционного уклада православного населения. Ведь с 16-го века на Западе начался цивилизационный рывок, и самым лёгким путём видилось банальное копирование.
Пётр Великий уже не вспоминал про Константинопольский проект, а полностью сосредоточился на Западном. Его пребывание с Великим Посольством в Европе, поселило в нём зачатки веротерпимости. Ведь именно Пётр Первый решил перевести на коммерческую основу борьбу со староверами.
бородовой знак.jpg
Определение было простым: если человек признавал себя старовером, то он платил двойной налог, и получал дозволения носить традиционную русскую одежду и даже бороду! Для остальных людей, полагалось носить одежду немецкого покроя и даже сапогами запрещалось торговать на рынках!
Однако проведённая перепись населения при Петре Первом показала, что староверов в России очень мало, не более статистической погрешности – максимум 2%. А значит говорить о проблеме раскола как о чём-то серьёзном, вообще не имеет смысла. Статистическое проклятие России С этими 2%, царское правительство уживалось до середины 19-го века. Но уже в конце 18-го века, после того как Екатерина вторая объявила свободу предпринимательства, стали обнаруживаться странные симптомы развития капитализма в России – не происходило формирование «Купеческих фамилий».
Был какой-то купец/фабрикант, дело его шло хорошо, но в какой-то момент он исчезает из коммерции, а его дело продолжает другой человек. При этом, возникали эти купцы «на ровном месте»! Яркий пример – Савва Васильевич Морозов.
Он, будучи крепостным, работал по найму, за 5 рублей в год. Но в один день он приходит в регулирующую организацию и заявляет, что хочет стать купцом 3-ей гильдии. Но для этого, надо было объявить минимальный капитал в 1000 рублей – и они у него откуда-то взялись!
Бытовое различие.jpg
Информация: по Карлу Марксу, образование первичного капитала, это один из фундаментальных процессов при становлении капиталистического общества. Но в России этого не происходило!
Николай I, в конце 30-х годов 19 века, озаботился нарастающим революционным движением в Западной Европе. Желая предупредить появление подобной смуты в своей вотчине, он снарядил три экспедиции. Экспедиции Николая Первого Экспедиции была отправлены в три губернии: Ярославскую, Костромскую и Нижегородскую. Среди известных личностей вошедших в эти инспекции, надо отметить Ивана Сергеевича Аксакова работавшего в Костроме и П. И. Мельникова-Печёрского, который инспектировал Ярославль. Работа, продолжавшаяся 2,5 года, выявила чудовищное расхождение фактического положения дел с официальными отчётами Синода и департамента полиции.
После подведения итогов, все три экспедиции почти синхронно доложили, что староверы в деревнях России присутствуют, но их в 10-11 раз больше, чем даёт статистика. И была важная приписка: «Указанные цифры совсем не отражают реальных цифр, староверов гораздо больше. Но открыть их количество не представляется возможным».
Николай первый.jpg
При этом большая часть раскольников, относилась к «беспоповцам», то есть не признающими церковную иерархию.
Это цифра «в 10-11 раз больше», укоренилась в сознании, и даже после проведения переписи населения при Николае Втором, в 1897 году, когда были обнародованы пресловутые 2%, то почти во всех центральных газетах того времени (Русские Ведомости, Сенатские ведомости и др) вышли статьи с заголовками: «Так 2% или 20%?».
Силами полиции был выявлен и добавлен следующий факт: почти вся внутренняя торговля и промышленность, находится под управлением староверческих согласий.


Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.
Аватара пользователя
AHAXOPET
Преуспевающий 2 ранг
Преуспевающий 2 ранг
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 20:00
Репутация: 71
Мировоззрение: Православие

Re: Староверы - история раскола

Сообщение AHAXOPET » 25 сен 2019, 18:56

Особенности отечественного капитализма В России, до середины 19-го века не происходило образование капиталистического общества в классическом понимании. Были купцы и фабриканты, но целью их работы было не получение прибыли, а обеспечение потребностей своей общины! То есть они занимались бизнесом не ради денег! Почти как при СССР.
Купцы из староверов.jpg
ВАЖНО: Российская Империя была беременна социалистической системой хозяйствования. Когда цель была не в получении прибыли, а в решении социальных вопросов. Такие хозяйства не конкурируют друг с другом, а взаимодействует.
Чтобы бизнес отлично функционировал, старейшины старообрядческих общин назначали и снимали управленцем своим решением. Староверы взялись за предпринимательство, чтобы выжить во враждебной среде. Это одно из проявлений нестандартного итога «Религиозной войны» - отсутствия конфессиональной сегрегации населения по разным странам.
Когда Николай Первый выяснил особенности экономического развития России, то принял решение разрушить сложившуюся систему, и издал указ, по которому имущество предпринимателей должно наследоваться по семейной линии. Если же владельцем становился посторонний человек (поставленный по решению староверческого согласия), то всё переходило в доход государства. Мрачное десятилетие для староверов 1853-63 годы Центром староверия была Москва, с двумя очагами – Рогожской и Преображенской заставами. В 1853 году, умирает один купец из Федосеевского согласия. Но его прямой наследник отошёл от старообрядчества, и советники решили передать предприятие покойного под управление своему единоверцу.
Но наследник обратился в полицию. Дело как раз пришлось к месту. О нём было быстро доложено императору, и он распорядился: наследство передать наследнику, а все эти согласия разогнать.
Церковь на Рогожской заставе.JPG
Под эту же репрессию попали Рогожская и Преображенская заставы, были арестованы и высланы старейшины из раскольников. Предпринимателям же указали, если они хотят дальше продолжать свою деятельность, то необходимо представить справки, что они или находятся в лоне главенствующей церкви, или в категории единоверцев. Иначе их переводили на «временное право». И многие начали искать обходные пути, не желая отказываться от староверия.
Староверы, которые управляли общим бизнесом, в один миг оказались независимыми от совета старейшин. Это произвело шок в староверческой среде и обозначился серьёзный раскол внутри монолита. Старательно выстроенная схема начала рассыпаться на глазах.
В 70-80-ых года 19 века, по России прокатилась волна рабочего движения, которое в 20-ом веке выдавали за классовую борьбу. Но в её основе лежали не работа народовольцев и чернышевцев, а именно внутренние процессы из категории права собственности.
Статистика показывает что с 60-ых годов прекращается ротация промышленников и купцов. И тогда как раз образовались большинство семейных кланов, доживших до 1917 года.
московское купечество.jpg
Конец 19-го века В 1868 году, правительство решило продать самый доходный актив – Николаевскую железную дорогу. Покупатель был из «своих», это «Главное общество российских железных дорог», которое почти полностью было составлено из представителей западного капитала, с мизерной частью приближённых к правительству аристократов. Но тут объявилась Московская финансово-промышленная группа.
На них смотрели как на вчерашних крестьян, которые вообще только от сохи оторвались. Но они предложили такую мощную финансовую заявку, что конкурировать с ними было невозможно! Они не требовали ни каких гарантий и страховок, это был коллективный капитал, который старообрядцы хотели направить на работу в своей стране.
Николаевская жд.jpg
Правительство почти утвердило эту заявку, но… Александр Второй пришёл на заседание правительства и наложил вето со словами: «Железная дорога достанется тому, кому предназначалась».
После этого московскому купечеству надо было искать помощников из высших эшелонов. Общаться и контактировать с ними хотели далеко не все, но некая часть элиты проявили интерес. Прежде всего это славянофилы, группа Каткова, князь Мещерский В.П. который и назвал эту группу – «Русской партией», они (староверы), будут нашим экономическим блоком, а мы будет продавливать интересы России через административный ресурс.
В России сложилось два политико-экономических центра:
1. Санкт-Петербургская группа.
Эта аристократическо-дворянская группа, которая основывалась на административном ресурсе и казённом капитале.
2. Московское купечество.
По меткому замечанию современников: «Все крупные московские состояния, начинались из староверческой кассы». Они вышли из раскольников, и даже тот факт, что некоторые из членов этой группы были в лоне господствующей церкви, не меняло к ним отношения внутри старообрядцев.
Александр Третий вырос в тесном общении с представителями старообрядчества и относился к ним с большой симпатией. Взойдя на престол, он через министра финансов Вышнеградского с помощью расчётов Д.И. Менделеева, ввёл одни из самых высоких таможенных тарифов в мире! В отдельные годы они достигали 30-31% на большинство импортных товаров.
Московское купечество ликовало. По их соображениями, очень скоро вся экономика России должна была оказаться в руках староверов. Это был пик расцвета раскольнической экономики.
Расцвет московского купечества.jpg
Но Александр Третий скоропостижно скончался, а Николай Второй взойдя на престол, не испытывал такого пиетета к староверам. Но «нож в спину» Московской Купеческой Группе воткнул Сергей Юрьевич Витте.
Он воспитывался своим национально ориентированным дядей, Ростислава Фадеева, и стал почти черносотенцем по убеждениям. Однако став министром финансов, объявил, что государство не может ждать когда московское купечество вырастет до серьёзного уровня слишком долго, поэтому к развитию экономики будет привлекаться иностранный капитал.
Но западные деньги пошли не напрямую, а через банки Санкт-Петербурга. Но таким огромным потоком, что конкурировать с ними московские купцы не могли. Они поняли, что их опять предали: «Если так будет продолжаться, то через 10-15 лет мы останемся на родной земле жалкими миноритариями». Хуже всего было то, что они были абсолютными монархистами и верноподданными патриотами.
На этом фоне выкристаллизовалась доминирующая идея – ограничить монархию через конституцию. Последний отрезок империи, обозначился переходом старообрядческого купечества на либеральные рельсы.
Старообрядцы начали финансировать культурно-просветительскую инфраструктуру, в частности издательства Сытникова, Шабашникова, театр МХАТ, Третьяковскую галерею. Всё это было направлено на просветительскую работу в рабочей среде, для распространения конституционной идеологии. Они пошли на контакты с радикальными партиями.
футбольная команда Морозова.JPG
Информация: староверы приняли спортивное движение и спонсировали это начинание. Даже организовали первую футбольную команду через мецената Морозова. И до сих пор ежегодно к памятнику Морозова на Рогожском кладбище, именитые футболисты приносят цветы.
Накал борьбы привёл к революции 1905 года.
Москва 1905 год.jpg
Любопытный факт: в начале декабря 1905 года, революционеры во главе с Лениным собрались в Санкт-Петербурге, предчувствуя, что назревает активная фаза. И тут они узнают, что бои идут в Москве! А хозяевами Москвы того времени была купеческая буржуазия, именно они финансировали и эсэров и большевиков. Известные староверы Многие известные представители купечества, даже не были урождёнными в старообрядчестве. Например А.И. Коновалов, который был официально рождённым в православии, имел уважаемого всем старообрядческим сообществом деда. И на общих правах, они также решал вопросы раскольников, будучи одним из главных персонажей на закате Российской Империи.
Коновалов.jpg
Знаменитые староверы могли войти в клан даже через женитьбу на девушке из староверческой семьи. Например Александр Васильевич Кривошеин. Он женился на внучке Т.С. Морозова, и его очень хорошо приняли старообрядцы. При этом, он находился на хорошем счету у императорской семьи и вообще в высшем свете. По карьерной лестнице он поднялся министерской должности.
Уже во время Первой Мировой Войны, через Кривошеина пытались продавить принятие нужных для московского купечества законов, но империя уже шла в разнос, поэтому нужных эффект не был получен.
Где живут староверы в России
Действующие скиты староверов в России были довольно быстро ликвидированы во время Сталинских репрессий. Располагались они довольно компактно, и внутренние убеждения запрещали им лгать. Поэтому чекисты приходили в общину и запрашивали список скитов и староверов, получали их, а затем арестовывали всех адептов старообрядчества.
староверы фото.jpg
Но принцип расселения тоже менялся. В самом начале староверы бежали из Москвы, так как там «лютовала царевна Софья». Постепенно сложилась своеобразная дуга вокруг Москвы: Прибалтика, Белоруссия, Украина, Ростов-на-Дону, Ставрополье, Северный Кавказ и Черноземье. На этой территории староверы проживали в очень незначительном количестве.
Староверы сегодня в России живут везде, где пожелают. Ограничений на законодательном уровне нет. Но у самых радикальных представителей, есть твёрдая установка: «Подальше от царей, и голова целей». Поэтому они стараются жить подальше от культурно-промышленных центров. Запрещены ли староверы в России Снятие анафем и заклятий со стороны РПЦ в 1971 году, ликвидировало даже предполагаемые различия между православием и старообрядчеством. А после развала СССР, когда религиозные убеждения вообще перестали интересовать светскую власть, староверы перестали в чём-то отличаться от любого гражданина России.
Староверы фото 2.jpg
В наши дни староверы даже несколько менее щепетильно относятся к фото и видеосъёмке. Хотя ещё лет 100 назад они предпочитали избегать такого вторжения в личную жизнь.
Однако расщепление национальной идентичности русского народа, вряд ли будет зарубцовано. И России придётся существовать с такой уникальной культурной матрицей населения до самого конца.


Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.
Ответить Вложения 31

Вернуться в «История России.»