Обряды и верования аборигенов Австралии

Ответить
Аватара пользователя
AHAXOPET
Опытный
Опытный
Сообщения: 523
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 23:00
Мировоззрение: Православие
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 64 раза

Обряды и верования аборигенов Австралии

Сообщение AHAXOPET » 09 фев 2020, 18:18

Верования Австралийских Аборигенов, как бы примитивны они нам не виделись, следует рассматривать как полноценную религию. Ограничить видение этой сферы жизни банальным набором обрядовых танцев, магических ритуалов и тотемизмом, просто невозможно. Но вот правильный подход к изучению этого явления, позволит увидеть в религии аборигенов Австралии, многовековое влияние непостоянных социальных и психологических факторов.
Аборигены Австралии 1.jpg
Для западного человека, все аборигены населяющие Австралию видятся одним большим племенем. Отчасти это так, ведь все они переселились туда из юго-восточной Азии. Но вместе с тем, процесс заселения Австралии продолжался на протяжении нескольких десятков тысяч лет, и поэтому гомогенность аборигенов проявляется только в определённых аспектах космогонии и религиозных представлениях. Во всём остальном коренное население Австралии весьма разнородно. Все догматы, которые можно считать универсальными для австралийских аборигенов, можно разделить на следующие пункты:
• Вера в личного Бога Творца
• Вера в Демиургов второго порядка (тотемные предки). Иногда, это дети главного Бога. И именно через них люди получают ритуалы, священные предметы.
• Вера в то, что священные предметы, тотемы, оставленные Демиругами второго порядка, содержат их силу.
• Использование общеплеменных религиозных ритуалов, для символического воспроизведения действий тотемного предка.
• Инициация для обоих полов. Но операции проводятся достаточно редко. Хотя телесные испытания присутствуют. Чаще всего это нанесение шрамов, выбивание зуба или выщипывание волос на теле.
• Отсутствие тайной доктрины. Все посвящённые знают всё о своём культе.
• Наличие лидера религиозного культа. И это не шаман в нашем понимании. В Австралии шаманы, колдуны, знахари, и маги отвечают за разные аспекты жизни племени.
Австралийские аборигены диджереду.jpg
Из приведённых выше данных, видно, что Бога Творца австралийские аборигены знают, но вот служить предпочитают духовным сущностям второго порядка. Поэтому и жизнь их строится на стремлении к единению после смерти именно с этими сущностями.
Надо заметить, что смерть австралийские аборигены, воспринимают в двух диаметрально противоположных плоскостях. С одной стороны, смерть необходима, чтобы избавиться от физического тела, ибо только душа может соединиться с тотемным предком. А с другой стороны, смерть всегда воспринимается как убийство, и это вызывает общий гнев.
Ведь тотемный предок был бессмертен, и он исчез (растворился, растаял, превратился в чурингу) из-за потери сил. Значит и его потомки тоже бессмертны. А виноваты в смерти колдуны другого племени. Даже если в бою воина поразило копьё, то все уверены – так захотел чужой колдун. А значит надо найти убийцу и покарать.
Аборигены Австралии.JPG
Обрядовая часть похорон начинается уже тогда, когда человек агонизирует. В это время присутствующие поют ритуальные песни, призывая тотемного предка, делают на голове умирающего надрезы, чтобы выпустить кровь и помочь выйти душе. Тотемный предок должен помочь вечной душе, добраться до места, где они существуют.
У разных племён это разные места. У большинства места загробного обитания связаны со звёздами, Млечным путём. У некоторых прибрежных племён считается, что души живут на островах. Но всегда это связано с тем местом, куда отошёл тотемный предок этого племени.
Обряд похорон австралийских аборигенов
Сами похороны проходят в два этапа. Сначала проводится обряд дознания. Знахарь должен выяснить у трупа, кто был его убийцей. Считается что вторая душа, «душа крови», находится в теле (или рядом с ним) до совершения отмщения.
Аборигены4.jpg
Способов определить убийцу достаточно много. В некоторых случаях колдун дёргает за волосы покойника и произносит названия племён до тех пор, пока не выдернет несколько волосков. Убийца может присниться знахарю.
В некоторых племенах центральной Австралии, труп кладут на голову трёх мужчин, и произносят названия разных групп аборигенов. Когда будет названо племя убийцы, труп упадёт. Можно даже вскрыть труп, чтобы колдун покопался в его внутренностях.
Но такие неопределённые виды дознания, ограничивают и возможность неотвратимого возмездия. Определив, откуда пришла смерть, племя далеко не всегда выходит на тропу отмщения. Чаще всего происходит ритуальные битвы колдунов, или запрашивается дань с провинившегося племени. А могут прийти к соглашению, что эта смерть является возмездием за смерть в племени предполагаемых убийц.
Аборигены похороны.jpg
После отмщения, душа крови покидает труп. А тело в зависимости от традиций могут кремировать, закопать в землю или привязать на макушку дерева (воздушное погребение). Окончив похороны, все вещи покойного сжигаются, а племя покидает место стоянки. А что будет с душой? Все аборигены Австралии уверены в том, что вход в селение душ охраняется. Страж проверят, прошла ли новоприбывшая душа инициацию при жизни. Моральные аспекты жизни, ни как не влияют на душу после смерти.
Самое важное – инициация. А неравенство душ в загробном мире, вызвано только степенью участия в религиозных мероприятиях и степенью посвящения. Другими словами, душа знахаря будет в более привилегированном положении. Но и проверка у неё особая.
Даже в таком первобытном обществе люди уверены в бессмертии души. Но гораздо интереснее в этих традициях увидеть зарождение шаманизма. Ведь отказавшись служить Демиургу, и переключившись на тотемных предков, австралийские аборигены как бы замкнулись сами в себе.
там где грезят зелёные муравьи 1.jpg
В их понимании, та земля где не ступала нога их тотемного прародителя, вроде как и не существует. Все их устремления направлены не к Богу творцу, а к этому предку.
Коренные народы Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки, уже прошли этот путь ухода от Демиурга. Сначала у них тоже были тотемы и духи-предки, этакий вселенский демонизм. Но постепенно все эти знания стали не нужны. Самые важные духи только те, что здесь и сейчас – местячковый демонизм, или шаманизм. Влияние цивилизации После столкновения с цивилизацией, у аборигенов Австралии стали появляться новые культы. Чаще всего это невероятные симбиозы между традиционными верованиями и знаниями, полученными от миссионеров. Некоторые из этих культов живут не долго, 20-30 лет. А некоторые, например Курангура, существуют уже почти сто лет.
Самое любопытное, что многие новые культы, отвергают старую обрядовую форму, и пальму первенства отдают магии. На примере Курангура, можно увидеть основные вехи этих метаморфоз. У адептов этого культа появились новые духовные сущности Дьянба. Их видят только посвящённые. Они высотой с дерево и имеют очертания скелетов. В их телах находится магическая субстанция Гроарэ, которая наделяет их могуществом.
В профанном мире, они проявляются в виде больших деревянных брусков – минбору (некое подобие чуринг).
Там_где_мечтают_зеленые_муравьи-2.jpg
В этом эпизоде фильма, шаман племени представляет в суде минбору, как величайшую святыню племени.
Главный обряд этого культа заключается в корробори (специальные танцы и ритуальным раскрашиванием тела), поедании мяса кенгуру и прижимании к минбору. Считается, что так можно получить гроарэ и стать могущественным. Рекомендации по теме Есть такой фильм «Там где грезят зелёные муравьи», 1984 года, реж. Вернер Херцог. В ленте очень наглядно и доступно показывают и элементы этого культа Курангура, и даже почитание Минбору. Вообще это столкновение двух миров! Там даже в одном из примеров, один персонаж спрашивает: «А что ты будешь делать, если с бульдозерами будут распахивать твою Церковь, в которую ты каждое воскресенье ходишь?».
муравьи обложка.jpg
Просто у них другой путь к Богу. Жалко эти аборигенов, которые попадают под влияние сектантов. В фильме показано несколько эпизодов, с такими «волками в овечьих шкурах» (пятидесятники или евангелисты, в общем протестантского толка).
Кстати, пересекается и с рассказом «На краю света» Н. С. Лескова, в части миссионерской практики у народов Сибири и Дальнего Востока в середине 19-го века. Сложная обстановка в любом месте и в любое время на этой линии фронта.
Было бы очень хорошо, если перед просмотром фильма прочитать книгу профессора религиоведения Мирча Эллиадэ «Религии Австралии». Этот труд рекомендован для изучения религиозного мира Австралии в университете Иоанна Богослова профессором Зубовым А. Б.
Работа фундаментальная, но изложена доступным языком и увлекает, показывает какими путями может идти человек в поисках Творца.
Интересен также культ Варгаиа. Он появился около 60 лет назад. Именно тогда с неба к аборигенам одного из племён спустился Йинимин (Иисус). Он пообещал, что скоро коренное население возьмёт бразды правления в свои руки, но для этого надо возобновить почитание традиций предков. Феномен культа Карго Один из хорошо изученных религиозных культов у аборигенов Австралии и Океании получил название «Культ Карго». Ярче всего можно проследить его зарождение во время Второй Мировой Войны.
Аборигены2.jpg
На Тихоокеанском театре боевых действий, грузовые самолёты США регулярно сбрасывали продукты питания и предметы первой необходимости для своих солдат. Но с таким расчётом, что этим будут пользоваться местные аборигены.
Разумеется что аборигенное население быстро освоило эти посылки, а после окончания военных действий, они стали имитировать поведение персонала военных баз, чтобы с неба упали подарки. Они строили из бамбука взлётные полосы и диспетчерские башни, зажигали факела и прикладывали к ушам половинки кокосовых орехов вместо наушников.
Вот отсюда и тяга к самолёту, в фильме «Там где мечтают зелёные муравьи». Заключение Все новые культы, по общему мнению этнографов и религиоведов, в своём начале имеют зависть у подрастающего поколения австралийских аборигенов, к могуществу белых людей. И видится что с помощью каких-то обрядов и ритуалов, они смогут убивать на расстоянии, общаться не видя друг друга, и летать по воздуху.
Аборигены Австралии 2.jpg
А по факту, получается, что в чистую культуру, развивающуюся по своим законам, белыми людьми было привнесено чуждое знание, которое вызвало такие метаморфозы.
Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.
Ответить

Вернуться в «Традиционные религии и верования народов мира»