День недели
Богослужения, меропрития совершаемые в храме св. вмц. Варвары г. Архангельска
Суббота
16:00 Всенощное бдение
Воскресение
08:30 Часы, 09:00 Литургия
Понедельник
18:00 Группа самопомощи (по предварительной записи)
Среда
18:00 Малое повечерие с чтением канона св. вмц. Варваре
Пятница
18:00 Благодарственный молебен, 18:30 Воскресная школа для взрослых

Славянский поганизм

Аватара пользователя
AHAXOPET
Преуспевающий 1 ранг
Преуспевающий 1 ранг
Сообщения: 226
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 20:00
Репутация: 51
Мировоззрение: Православие

Славянский поганизм

Сообщение AHAXOPET » 16 мар 2019, 14:01

Чем язычество отличается от религии Прежде чем говорить о религии восточных славян до крещения, следует разобраться с термином язычество и политеизм (многобожие). Это далеко не одно и то же. Дело в том, что понятие язычество вошло в нашу жизнь из греческого текста Нового Завета. На греческом, говоря о язычниках, говорят - «та этри» - дословно "народ". Т.е. это религия какого-то народа, в отличии от религии вне национальной.
поганизм 1.jpg
Допустим христианство, ислам, буддизм это религии вненациональные. А вот индуизм, к примеру, это религия индийцев. И если кто-то хочет стать адептом одного из течения, то требуется посвящение с принятием огнеповиты. Вроде бы как проходящий обряд становится индусом. Это языческая религия. Тоже самое и с религией древнего Египта, иудаизмом и т.п.
А такое понятие как многобожие, это неправильное понимание религий. Абсолютно у всех религий есть Демиург (исключение только буддизм, но это и не религия). Такой религии, где нет единого творца, которому бы подчинялись остальные боги, просто нет. Другие боги, могут быть или его слугами, или его энергиями, а сам этот творец ушёл на покой (Бог отдыхающий - Deus otiosus), но он есть. Только ему не молятся. А зачем? Ведь есть более близкие духи племени, рода, чУма, леса, реки. Вот это и есть поганизм – верования людей с окраин цивилизации. Но знания о Едином Боге Творце есть абсолютно у всех народов. Восточные славяне
поганизм 2.jpg
А кто же был Демиургом у восточных славян? Это очень трудный вопрос. Дело в том, что сведения о языческом пантеоне славян до нас дошли из крайне противоречивых источников. Пожалуй, главный из них, это пантеон князя Владимира, который он установил в 980 году. Первые описания его встречаются в «Повести временных лет», которая в свою очередь датируется началом 12 века. А на Руси уже более ста лет государственной религией было христианство, последовательно уничтожавшее язычество. Поэтому сведения из этого источника достаточно скудны, особенно в области дохристианских верований местных жителей.
Но в трудах учителя и наставника Николая Первого, Глинка Г. А., есть упоминание о Демиурге восточных славян, который так и называется БОГ. В трудах других историков, упоминаются другие имена Демиурга – Святовид и Род.
Кого считать более правым? Абсолютного доказательства нет. Но как бы его не называли, именно Он создал всё и всех. А потом удалился на покой. Всем миром же управляли его энергии, проводники его воли, которые обособились и начали вести самостоятельную жизнь.
Судить об этих божествах можно опять же по источникам, которые отступают от времени их почитания на несколько сотен лет. В трудах преподобного Нестора летописца (пам. 9 ноября)
преподобный Нестор летописец.jpg
преподобный Нестор летописец.jpg (35.68 КБ) 874 просмотра
преподобный Нестор летописец.jpg
преподобный Нестор летописец.jpg (35.68 КБ) 874 просмотра
, в пантеоне кн. Владимира упоминаются только 6 идолов:
• Перун.
Поставленный в начале языческого пантеона кн. Владимира, он как бы призван его возглавить. О его старшинстве, можно судить и по тому, что этимология имени восходит к глагольному корню «бить, поражать» - «per». В некоторых славянских языках сохранилось название гром и молнии как производные от слова Перун (польский, белорусский, литовский). Бог этот был известен практически всем славянским племенам, получил широкое распространение в географических названиях. У карелов и финнов, «чёрт» называется «перу» (перуни). Соответствовали этому имени и его атрибуты – гром и молнии. Перуна можно сопоставить со скандинавским Тором и с греческим громовержцем Зевсом. О том, что Перун отвечал за дождь, говорит и тот факт, что ещё в 16-17 веках, литовские крестьяне в случае засухи молились Перуну и приносили ему в жертву чёрного быка. С приходом христианства, Перун был низвергнут, но в народе его почитание продолжалось долго. Постепенно, его функции были возложены на ветхозаветного пророка Илью.
• Хорс.
Этот бог имеет довольно странное происхождение. Этимология его восходит к симитским корням и имеет в своём начале слово «хор сид» - солнце. Значит Хорс – бог солнца. Некоторые исследователи (Нидерле, Мансикка) считают его аналогом греческого Аполлона. А вот Глинка, приводит другую аналогию. Хорс, (иже Корс), имеет в своём начале слово «Корш». А так назывался в древности ковш. В Малороссии, и в гоголевские времена уменьшительно ласкательно этот предмет назывался «корчик», «корец», «коршик». Отсюда идёт аналогия с греческим Дионисием – богом виноделия. Подтверждает эту версию и венок из хмеля венчавший его голову. Но современные историки сходятся на том, что этот идол был введён в пантеон кн. Владимиром по тем же причинам, что и Симаргл.
• Дажьбог.
Упоминание этого бога невозможно без Сварога, ещё одного, и по мнению некоторых исследователей второго после Перуна божества в древнеславянском пантеоне. И так, Сварог упоминается впервые в хрониках Иоанна Малалы, при этом автор сравнивает его с Гефестом и Гелиосом одновременно. Этимология его неясна, и общего согласия здесь нет. Но одно из предположений отсылает нас к санскритскому корню «вар». Ассоциации со словами «горячий, жаркий» явственны. Его дети Сварожичи, более мелкие божества.
В христианских поучениях против язычества, неоднократно огонь называется «сварожичем». Т.е. порождением Сварога.
Дажьбог, иногда тоже считается сыном Сварога, но это ошибочное мнение. В самом названии заключено два корня – «Дажь» и «бог». Слово бог имеет санскритские корни (bhag), и означает «дающий, дарящий, наделяющий». «Дажь» - императив от слова давать. Т.е. это вообще дающий и дарящий бог. Податель всего. Любопытно заметить, что ему приносилась самая великая жертва – искренняя молитва с сокрушением и смирением. Есть не опровергнутые предположения, что в Дажьбоге восточнославянские язычники видели христианского Бога, о котором узнали через христиан - готов населявших п-ов Крым ещё в 3-4 вв. В пользу этой теории, говорит и устоявшееся выражение «Дай Бог». В словаре Даля, это выражение записано именно «… Дажь Бог, всё пройдёт; Дажь Бог сладим дело…».
• Стрибог.
Это ещё одни из загадочных персонажей языческого пантеона. Связь этого божества с воздухом основывается на указании в «Слове о полку Игореве» о ветрах, как о внуках Стрибога.
поганизм 5.jpg
Авторитет в области славянского поганизма Нидерле, привязывает сюда и звукоподражательный корень «стри» - стремительный. Но если исходить из старшинства, то Стрибог доводится отцом повелителю ветров. Стало быть, он является наиболее старшим из идолов. Некоторые историки ассоциируют его с Демиургом.
• Симаргл.
Ещё более скрытный и загадочный элемент пантеона. Труды таких корифеев славянского язычества как Нидерле и Мансикка, не дают конкретных данных по этому божеству. Ссылаясь на то, что это было не правильно переписанное название двух божеств: Сима и Рьгла. Их не славянское происхождение очевидно. Но откуда они? И как попали в «элитарный клуб»?
поганизм семаргл.jpg
Объяснение этому даёт современный историк, академик Рыбаков. По его мнению, введение этого божества в пантеон было осуществлено в качестве своеобразного пиар хода. Да-да, именно пиар ход был поставлен во главу этого решения. Силой захватив престол в Киеве, кн. Владимир рассчитывал на поддержку выходцев с восточных рубежей Руси, которые проживали в стольном граде. Не раз было упомянуто, что еврейская и хазарская община конца третьей четверти 10 века имела солидный вес в Киеве. Симаргл (а по мнению некоторых историков и Хорс) был их бог. А введя его в пантеон, он как бы уровнял их божество со славянскими идолами, тем самым заручившись их поддержкой. Но, конечно же, во главу был поставлен Перун. И Симаргл был единственный не антропоморфизированный идол, ибо он изображался в виде крылатой собаки.
• Мокошь (Макошь).
Одно из толкований говорит, что правильное написание выглядит так: Ма Кошь – «Мать богатого урожая». Отсюда понятны её атрибут – рог изобилия. Кроме этого, на древнеславянском языке, понятие предопределения (судьбы, рока) называлось словом къшь (кощь). И одновременно, так называлась приспособление в виде плетёной корзины для переноски сжатых снопов. Плетёная кошара для овец имеет этот же корень. Почитание Мокоши было очень глубоким. На севере России оно сохранялось вплоть до 19 века. Но с приходом христианства, оно постепенно заменялось почитанием св. Параскевы Пятницы (пам. 10 ноября). Общая характеристика и назначение Весь этот пантеон был предназначен именно дружине князя. А воинам положено молиться о победе в боях. Именно поэтому во главу и был поставлен Перун. Другие боги были поставлены рангом ниже. Им о своих заботах должны молиться крестьяне и ремесленники. Но в этом пантеоне не были упомянуты некоторые верховные боги, а они достаточно важны.
поганизм 4.jpg
В летописи упоминаются клятвы князей и дружинников именем Волоса. Относить ли Волоса к славянским богам? Давайте затронем историю Появление первых христиан на Руси было ещё до крещения кн. Владимира. А поселения на черноморском побережье уже в 5-6 вв состояли из православных греков. У простого народа, живущего на земле, особым почитанием пользовался сщмч. Власий Севастийский (пам. 24 февраля). И почитался он именно как покровитель с/х животных. Близкое общение живущих в язычестве славян и православных греков, способствовало принятию св. Власия и язычниками. Только принимали они его уже не как подвижника благочестия, живущего богоугодной жизнью, а как собственно бога.
Подобные метаморфозы происходили постоянно, и даже в 19 веке язычники Сибири, воспринимали св. Николая как самостоятельного Бога об этом хорошо написано в рассказе Н. Лескова «На краю света» и у Шишкова в рассказе «Алые сугробы». Вообще, литературные свидетельства позволяют судить о глубинных процессах в мировоззрении народа. А преобразование имени Влас в Волос, произошло благодаря народной этимологии и подобно превращению слова «глас» в «голос», «клас» в «колос». Восточно-славянское «оло», почти всегда заменяет церковно-славянское «ла».
Теперь с Велесом. Это имя восходит своими корнями к Библейскому Ваалу. Эти выводы следуют из хроники Иоанна Малалы пятого века. Таким образом, восточные славяне переняли это имя от южных сородичей. В пользу этого говорит и тот факт, что в средневековых церковных чешских текстах, «чёрт» именуется «Велесом». Но постепенно, эти два разных бога стали олицетворять одного идола, функцией которого было покровительство скоту.
Все эти божества были главными в мифологии дохристианской Руси. Но были там и попутные, мелкие божки. Демоны, живущие по соседству с людьми. Где-то им помогающие, в чём-то вредящие. Например, лешие, русалки, домовые, анчутки, лели, полели, услады.
Относить эту нечисть к идолам того времени конечно можно. Но только первоисточники, которые их описывают, датируются 15-16 веками. На Руси уже почти полтысячелетия официально владычествовало христианство, почти три века хозяйничали татаро-монголы. А значит, о какой-либо достоверности описания этих духов не может идти и речи. Все рассказы о них, появились гораздо позднее, чем был их культ. Одним словом это были простые сказания, на подобие Гоголевских «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ночь перед Рождеством».
поганизм 3.jpg
. В пользу этого, свидетельствует факт достаточно быстрого принятия христианства на Руси.
Есть ещё очень интересное мнение таких видных авторитетов в области славянской мифологии и истории, как Аничков, Татищев и Погодин, о том что если не все, то большинство этих русских языческих богов были не родные, а иностранные. Германские, греческие, хазарские. Они насаждались князьями, но народ их ещё не воспринимал как своих, не молился им и даже не признавал за богов. А некоторые идолы являются вообще плодом литературной фантазии позднего средневековья, и славянам того времени о них даже не было известно. По крайней мере, в этом уверен и Нидерле.
Конечно, в таком предположении можно усомниться. Ведь такие видные историки, академики как Рыбников и Топоров доказали, обосновали и описали всю мифологию того времени гораздо позже, чем были высказаны предположения о фальсификации. Так им за это давали государственные премии, награды, должности. А может быть их работу можно описать этим эпизодом из гениального фильма Город Зеро?


Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.
Ответить Вложения 7

Вернуться в «Оккультизм, секты, атеизм.»