День недели
Богослужения, меропрития совершаемые в храме св. вмц. Варвары г. Архангельска
Суббота
16:00 Всенощное бдение
Воскресение
08:30 Часы, 09:00 Литургия
Понедельник
18:00 Группа самопомощи (по предварительной записи)
Среда
18:00 Малое повечерие с чтением канона св. вмц. Варваре
Пятница
18:00 Благодарственный молебен, 18:30 Воскресная школа для взрослых

О первоисточнике цитат из Библии

Ответить
Аватара пользователя
AHAXOPET
Преуспевающий 1 ранг
Преуспевающий 1 ранг
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 20:00
Репутация: 48
Мировоззрение: Православие

О первоисточнике цитат из Библии

Сообщение AHAXOPET » 07 апр 2019, 16:51

В соборном послании святого апостола Павла к Ефесянам, в 5 главе стих 14 есть интересная цитата:
«Посему сказано: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»
Решил узнать, кем это сказано? И откуда эта цитата. Ведь её сказал святой апостол, а он брал из достоверных источников.
Изучил все святоотеческие толкования и мне очень понравилась полнота толкования святителя Феофана Затворника:

Сего ради глаголет: востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос
Сего ради глаголет, — кто глаголет? В Божественном Писании нет такого изречения. Откуда же оно?
Кто говорит, что святой Павел взял его из какого-либо апокрифа и, забывши, привел как место Писания; кто говорит, что такое изречение изошло из уст Самого Господа и дошло до святого Павла по устному преданию; кто говорит, что такой глас слышал святой Павел в духе и сердце и приводит его как слово Господа; кто полагает, что оно составлено святым Павлом из разных мест Писания. Все эти объяснения неудовлетворительны.
Ближе всех, может быть, догадка блаженного Феодорита,
► Показать

что это слово какой-либо церковной песни, которые тогда составлялись совершеннейшими христианами или даже и Апостолами. Что так было, свидетельствует сам святой Павел в послании к Коринфянам: С вас псалом (1 Кор. 14, 26). — Не слышал ли кто из обращенных необыкновенным образом таких слов в минуты сверхъестественного возбуждения и, может быть, из среды самых ефесян. Поелику слово это было известно и ходило между ефесянами, как слово свыше, то Апостол и выражается так: сего ради глаголет, - разумея, - некто свыше, или глас свыше, как вам известно.

Другие наши толковники не обращают внимания на указание, кто сказал, а берутся прямо выяснять, что сказано.— Что же сказано? — Призывание грешника в покаянии обратиться к Господу Спасителю. Словом и жизнию совершенных христиан совесть грешника пробуждена; он ясно видит свое непотребство и готов взыскать спасения: что ему делать? — Встань от сна греховного, приступи ко Господу, и Он тебя осветит. Да и вообще христиане, образом своей жизни и своим исповеданием веры, что другое говорили тем, среди коих были, яко светила, как не то: восстани всяк от сна греховного и греховной смерти и приступи ко Христу Спасителю!

Сон и смерть естественные служат выражением сна и смерти греховных. И сонный, как и мертвый, не слышит, не видит, не чувствует, не движется. Так и грешник поражен в духовном отношении беспечностию, нечувствием и ослеплением, и никакого у него движения нет в смысле спасения души и получения вечного блаженства богоугождением.— Но дух в нем есть, только поражен летаргическим сном. Когда луч благодати чрез помазанное слово христиан или светлую жизнь их проходит до духа, он тотчас открывает глаза и начинает обнаруживать свойственные ему движения — страх Божий, беспокойство совести, осуждение всей прежней жизни и требование перемены ее. Тогда грешник и сам в себе слышит: востани спяй! — Но одна совесть только измучит, а покоя не даст. К ней приходит слово о Спасителе, и она заставляет тогда грешника ятися за веру в Него, как единственное средство спасения. Верует грешник, примиряется с Богом и просветляется Христом Господом. Ясно для него тогда становится все, как чему следует быть в его жизни и чего ожидать ему в будущем. Прочее он уже во свете лица Его идет и о имени Его радуется лишь. — Слава беспредельному Божию милосердию к нам, грешным.

Профессор А. П. Лопухин, даёт несколько другое видение этого отрывка:
Потому, что обличение полезно, и Бог обращается к грешнику, пребывающему в духовном усыплении, как бы в состоянии смерти, с призывом: «вставай» (вместо: «сказано», как в русск. пер. нужно читать: «говорит» - по греч. legei). Откуда взяты эти слова - неизвестно. Лучше всего принять то предположение, что они составляют отрывок из какого-нибудь христианского гимна, в котором есть некоторые отзвуки из книги пр. Исаии (LII:1 - восстань, XXVI:19: воскреснут мертвые и LX:1: придет твой свет).

Оказывается в Новом Завете есть цитаты, первоисточники которых до нашего времени не дошли, но истинность которых - непреложна.


Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.
Ответить

Вернуться в «Священное Писание. Священное Предание.»